Мудро, прекрасно, молодо!

Наталья Лебедева.
Научная библиотека имени Николая Муравьева-Амурского города Благовещенска в очередной раз открыла двери фестиваля Всероссийского конкурса народных мастеров. Наш славный Благовещенск собрал умельцев со всего Дальнего Востока. Из Якутии, Забайкалья, Хабаровского, Приморского и Камчатского краев, Еврейской автономной области, Приамурья приехало в этом году 76 участников.
Когда я в первый раз попала на это мероприятие в 2018 году, заявлялось только 42 мастера. Организаторы подобных мероприятий даже на местных уровнях знают, какую гигантскую работу приходится делать. Наш областной центр прекрасно справляется с такими задачами.
Тем, кто старается постоянно участвовать в конкурсах, хорошо знакомо ощущение теплоты и радости от встреч со «своими».
Заходим в залы, где нам отведены места для работы. Светло, уютно, всё продумано до мелочей. Нужна электрическая розетка, утюг, светильник и другое – всё приготовлено. Располагайся, уйми волнение, готовься к работе. Начинаем доставать свои изделия, а смотреть хочется по сторонам: мастера выкладывают на столы волшебный мир родных краёв. Здесь и куклы, бесконечно любимые нашими женщинами, и роспись по ткани, дереву, глине, войлочные изделия, мех и кожа, гончарные посуда и игрушки, вышивка, ткачество, лоскутное шитье, резьба по кости и дереву, композиции из материалов различной формы и фактуры.

Обязательные условия: присутствие мастера на конкурсе в народном костюме или одежде, имитирующей его. Сарафаны, юбки, головные уборы словно сошли с экранов любимых фильмов-сказок. Ясно, что женщины всё это делали своими руками, вкладывая в узоры и фасоны чарующие рассказы о своём внутреннем и окружающем мире. У аборигенов Амура нанайцев в орнаменте просматривается течение реки вдоль цветущих берегов. Камчадалы и сахалинцы бережно хранят традиции изготовления одежды из рыбьей кожи. Возрождены практически угасавшие народные ремесла. Исчезала кубовая набойка по ткани (применялась в конце XVIII века на Руси) – её возродила благовещенка Татьяна Петрова. Люди не идут по пути наименьшего сопротивления, работают с соблюдением традиций и канонов предков.
Именитые члены жюри особо подчеркивали незыблемость следования традициям народного творчества, уважения к материалу, в котором работает мастер. Совсем неважно, глина это или береста, соломка или кожа, – нужно следовать законам ремесла. Для этого мастеру необходимо изучать темы, в которых он работает.
Об этом четко напомнил член жюри нынешнего конкурса Николай Гущин, народный художник из Нижнего Новгорода, обладатель множества званий и наград, мастер хохломской росписи.
Еще один член жюри, гончар Михаил Бывших из Барнаула, подчеркнул, что народный художник, соблюдая каноны ремесел, не должен слепо подражать готовым изделиям, нужно помнить о выражении индивидуальности. В конце конкурса лауреат Президентской премии пригласил всех на улицу и на гончарном круге «выкрутил» огромную чашу, внутри которой по сырой глине расписались все участники конкурса (останется после обжига в областном Доме народного творчества).
Расписались на «полях» этой оригинальной чаши и мы, зейцы. В этом году город и район представляли: Наталья Горшкова (войлоковаляние, г. Зея), Екатерина Агеева (авторская кукла в природной среде, г. Зея), Марина Трофимова (изделия из бересты, с. Овсянка), я – Наталья Лебедева (аппликация соломкой, с. Берёзовка).




Говорящие войлочные игрушки Натальи Горшковой хорошо знакомы далеко за пределами нашей области. Замечательный дар Натальи: придать характер каждой зверюшке, будь то кошка или собачка, – изумительно точно передаёт настроение персонажа. Скажу так: они живые, их надо смотреть, брать в руки и с ними разговаривать.
Катя Агеева нашла малоосваиваемую тему «Кукла в природной среде». На конкурсе она делала охотника. Исполнено так, что и не сразу найдешь в скалистой местности опытного таёжника. Работы Кати смелы, оригинальны, органичны.
Марина Трофимова показывала своих обережных кукол и новый для себя материал – бересту. На конкурсе была представлена куколка из бересты. Гостям конкурса приглянулись шаркунки в её исполнении. Удачи Марине в работе с теплой, завораживающей берестой.
В очередной раз ездила на конкурс и я, автор этих строк из села Берёзовки, Наталья Лебедева. Не в первый раз я привожу работы в технике «аппликация соломкой». Шкатулки, декоративные панно, панно-обереги. На конкурсе я делала Албазинский острог на берегу Амура. Назвала «Албазино. Начало». Тема навеяна посещением Албазино в 2018 году, в год 160-летия Амурской области. Щемящее чувство присутствия на исконной земле предков было усилено впечатлением от спектакля Амурского драматического театра «Горький хлеб Албазино». Мой труд в жанре «аппликация соломкой» в этом году был отмечен специальным призом жюри. Почему специальным, а не победителю в заявленных номинациях? Да всё просто: не хотят у нас работать соломкой. Получилось, что в этой технике работала я одна. Жаль. Отметили особо мой профессиональный рост, качество исполнения.

Екатерина Агеева.

Марина Трофимова.
В заключительном слове председатель жюри Полина Зенкина, искусствовед, заведующая отделом изобразительного и декоративно-прикладного искусства Государственного Российского Дома народного творчества имени Василия Поленова, поблагодарила за преданность народному творчеству всех участников. Членами жюри было единодушно подчеркнуто: если выбрали определенную народную тему, не следует загромождать работу современными материалами, надо видеть в исходном материале (глина, кожа, береста и т.д) его собственную красоту и уметь её выявить и подчеркнуть.
Наталья Лебедева, народный мастер Амурской области.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...