По закону чести
("Зейские вести сегодня" № 21 от 23 февраля 2019 г.)

Шаг вперед
Ноябрь 1987 года. Аэропорт Кабула встречает ослепительным солнцем. После Новосибирска с температурой минус 21 афганские плюс 20 кажутся жарой. В ушах еще стоит гул самолета. Первое, что бросилось в глаза, – идущая по взлетному полю красивая афганская девушка в голубом национальном костюме.
– К сожалению, встречали не нас, – улыбается Евгений Майстренко, – а какую-то иностранную делегацию, самолет с которой приземлился через минуту после нашего.
На действительную военную службу его призвали в 1987 году. Студенту Новосибирского института инженеров водного транспорта дали доучиться год, а затем, как в песне: "здравствуй, юность в сапогах!", а для начала шесть месяцев в учебном подразделении войсковой части. И вот они, вчерашние новобранцы, а ныне спецы, стоят в строю. Вопрос командира: "Есть желающие служить в Афганистане?" неловко зависает в воздухе.
– В кино мы видели, по книжкам знали, что когда отец-командир спрашивал, есть ли добровольцы, то выходил весь строй. А тут получилось, что никто из строя не вышел. Подумал, что это как-то неправильно, ну и сделал шаг вперед – стыдно было стоять в строю, когда вызывают добровольцев, – поясняет Евгений Викторович.
За ним потянулись и другие ребята. О чем думал, когда сделал шаг вперед? Ну о чем мог думать восемнадцатилетний пацан?! В то время все были воспитаны на патриотизме.
…Через день всех новоприбывших разобрали "покупатели". Евгений попал в Теплый стан.
– Это район Кабула. Там в основном были военные городки и наши, и афганские. Рядом дорога проходит на Чарикарскую "зеленку". Довольно опасная дорога, оттуда зачастую и обстрелы велись, особенно ночью и на рассвете. Тишины не было, – вспоминает интернационалист.
В те годы их называли интернационалистами, сейчас почему-то стесняются… Служил в войсках радиоэлектронной борьбы (РЭБ) – радиоразведка, радиоподавление.
Первый день, конечно, на все смотрел дикими глазами, вздрагивал от взрывов и автоматных очередей, но человек так устроен, что привыкает ко всему. Дня через три уже и взрывы снарядов казались обыденным делом – что-то вроде грома во время грозы. Однажды рядом с их модулем разорвался снаряд, но, слава Богу, обошлось без жертв.
– Привыкаешь ко всему. Живешь, да живешь… И в самоволку ходили часто, – улыбается Евгений Викторович, – один раз даже чуть к моджахедам не попали. Нападения на нашу "точку" были, обстреливали регулярно, но в рукопашную мы не ходили. А вот в стороне еще одна "точка" стояла, там трижды бандиты наших парней вырезали… Нужна ли была эта война? Этот вопрос мы тогда себе не задавали. Просто выполняли свой долг. Во время перестройки считали, что всё это было напрасно. Я так не думаю.
Домой Евгений Викторович вернулся с медалями "За боевые заслуги" и "От благодарного афганского народа".
После демобилизации продолжил учебу, правда уже на заочном отделении, женился. В семье бывшего афганца двое сыновей. Из хобби – рыбалка. Это с детства. С теми ребятами, что служил в Афгане, поддерживает связь до сих пор.

«От благодарного афганского народа»
– Вот ребята мои погибшие, – показывает снимок в фотоальбоме Фёдор Иванович, – Байрам и Иван. При обстреле колонны погибли… А это обелиск солдату, которого убили во время охраны территории, это случилось на второй день, как мы прибыли. А это "перевертыши" (машины, сорвавшиеся в ущелье). Я вот здесь служил, а вот здесь – Женя Майстренко, он говорит, я ваш батальон в бинокль видел, правда меня там в это время уже не было. А это наши "горелки" (сгоревшие машины). Вот здесь Байрама застрелили… Другая наша машина полностью сгорела, до нее мы доползли, вытащили водителя, но пока "вертушку" дождались, он умер.
Фёдор Литовченко был призван в армию в 1984 году. Службу начал в Приморье. Сначала "учебка" в Сибирцево Приморского края, потом Уссурийск, Сергеевка, затем опять Уссурийск, где формировался афганский батальон.
В Афганистан прибыл 9 апреля 1985 года, вернулся в Союз ровно через год – 9 апреля 1986 года. Служил в автобате отдельного батальона материального обеспечения (ОБМО). Место дислокации батальона – Кабул. Но это только место дислокации. Грузы, что перевозил Фёдор на своем КамАЗе, доставляли из Термеза до Кабула, затем везли до Хайратона через Мазари-Шариф, потом в Пули-Хумри, Баграм, Джелалабад, Асадабад, Газни, Гардез. Одним словом, развозили почти по всему Афганистану. Проходили два перевала: Саланг и Уланг. Самый опасный – Саланг (в переводе с афганского – суровый). Он и правда суровый. Голые скалы, шквалистый ветер, холод за минус 30, плюс кислорода на тридцать процентов меньше положенного. И множество искореженной и сгоревшей техники.
– Дорога петляет по ущелью, там есть такие "мертвые" зоны, где не видно впереди идущую машину, вот там, на дорогах к Салангу, зачастую и были засады и чаще всего на минах подрывались, – продолжает Фёдор Иванович, – КамАЗ на мине разрывало, как говорится, "на раз", в этом плане "Урал" намного надежнее. Наша колонна в основном из КамАЗов состояла.
Колонну всегда сопровождали три "шайтан-арбы", так называли моджахеды зенитную установку в кузове "Урала".
– Если обстрел был сильным, и мы не справлялись, по рации вызывали помощь. Когда начинает работать "шайтан-арба", создается страшный шум, плюс камнепад. Моджахеды боялись их.
– А вот, смотрите, снег в Кабуле выпал, – показывает следующий снимок Фёдор Иванович, – правда быстро растаял. Утром выпал, а к обеду вода уже в землю впиталась, но мы в снежки все-таки успели поиграть.
И вдруг спрашивает:
– Вы когда-нибудь ели лепешки, которые прямо на буржуйке пекутся? Муку с солью и водой размешаешь, масла на плиту немного нальешь, следом – тесто, обжаришь с двух сторон – вот тебе и лепешка. Другие, кто побывал в Афгане, говорят: "нас хорошо кормили", а вот у нас было не так. Сейчас дают сухой паек. У нас он вроде и был, и в то же время мы его не видели.
Год службы в Союзе и год в Афганистане. После демобилизации Федор Литовченко вернулся домой, в Зею. Сейчас работает вахтовым методом водителем. Он активный участник мероприятий, что проводят ветераны из "Боевого братства" для школьников города и района.
На "афганке" Фёдора Литовченко – медаль "От благодарного афганского народа".
Татьяна Тарасова.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...