
К 100-летию М. Сухарева, почетного гражданина г. Зеи
Нужно быть сильной личностью и выдающимся человеком, чтобы память о тебе оставалась в сердцах людей на долгие годы. Михаила Сухарева по праву считают заслуженным учителем города Зеи.
Родился Михаил 11 декабря 1922 года в Приморском крае. В 1935 году семья была репрессирована и выслана в Хабаровский край на лесозавод № 13. В 1936 году Михаил Васильевич переехал в город Зею. В 1941 году закончил 10 классов и после школьного бала добровольцем ушёл на фронт.
Он вспоминал об этом: «И вот выпускной вечер. Кружась в вальсе со своими сверстницами, мы и не подозревали, что наши пограничники уже приняли с гитлеровцами бой. Нам об этом стало известно лишь в полдень 22 июня. В тот день мы собрались всем классом и решили отправиться в поход на Гармакан: покупаться, позагорать. С криком к нам бежал Анатолий Пермяков. «Ребята, война! С Германией…», – выпалил он. Наша мирная жизнь крест-накрест была перечеркнута этими словами. Помню растерянность и слегка взбудораженное состояние. Ведь мы из безусых юнцов превращались в защитников Родины. Кто-то из ребят сбегал за чернильницей, кто-то принёс чистую тетрадь. И прямо на террасе родной школы мы писали в военкомат заявления о своём желании идти на фронт».
Мишу направили в пехотное училище г. Свободного. Командиров не хватало, поэтому их обучали по ускоренному курсу. После окончания училища молодого лейтенанта распределили в 204-ю стрелковую дивизию командиром взвода автоматчиков.
«После 11 суток в поезде и двухдневного пешего марша на рассвете мы подошли к широкой реке – это была Волга, а на той стороне – огромный город. Это был Сталинград, – вспоминал Михаил Васильевич. – Местные жители встречали нас хорошо, подносили воду, молоко. Говорили: «Раз дальневосточники пришли, то Сталинград точно фашистам не отдадут». Это нас воодушевляло».
Боевое крещение юный командир прошел у переправы через Дон у города Калач. Бои были жестокими, гибли целые батальоны. В сентябре советские войска оказались прижатыми к Волге. Немцы по громкоговорителям предлагали сдаться.
«Не забуду тот момент никогда. У меня в пистолете оставалось четыре патрона, а впереди – целая ночь и неизвестность, – сдерживая слезы, рассказывал при жизни ветеран. – А утром с того берега заговорили «Катюши», сотни огненных снарядов пролетели над нами. Началось переформирование частей, подошло пополнение. В это же время Сталин подписал приказ о том, что за Волгой для нас земли нет».
А затем – снова в путь. С боями мы оказались у Северного Донца и в районе города Белгорода».
Он выжил, вместе с однополчанами добыл Победу в тяжелых боях, всю жизнь помнил лица друзей, фронтовые дороги и солдатские будни. И он обязан был рассказать всем о том, как, будучи младшим лейтенантом, участвовал в освобождении Сталинграда и в битве на Курской дуге, как в чужой земле остался лежать его закадычный друг Виктор Осис, под Москвой погиб другой – Коля Осипов. За боевые действия на фронте Михаил Васильевич награждён медалями «За боевые заслуги» и «За оборону Сталинграда».
В августе 1943-го Михаил Сухарев был ранен, его отправили на Дальний Восток долечиваться. Затем был демобилизован. Бывший начальник разведки 228-го гвардейского стрелкового полка устроился на работу в зейскую школу имени Фрунзе преподавателем военного дела, заочно окончил два института, став учителем истории. Фронтовик, молодой, с военной выправкой, он и в школу ходил в гимнастёрке, а дисциплина на его уроках была такая, что муха пролетит – слышно. – Он так умел увлечь историей, что ученики не могли прийти в класс неподготовленными.

Одна из выпускниц тех лет рассказывает: «В 5 классе Михаил Васильевич начал преподавать у нас историю, на его уроках мы сидели все, открыв рот, так было интересно. Помню, как, показывая метание ядра, он продемонстрировал это броском книги. В 10 классе Михаил Васильевич стал нашим классным руководителем, и не было такого воскресенья, когда бы мы не ходили в поход. Он жил своими учениками, иногда казалось, что у него нет никакой личной жизни – всего себя отдавал нам. Думаю, благодаря, в том числе, и нашему педагогу, мы стали разносторонними личностями, в нашем классе три художника, пять пилотов, физик-ядерщик, шесть учителей, шесть врачей, один выпускник работает в правительстве Москвы. На соревнованиях, турслетах, спортивных мероприятиях мы всегда занимали первые места, и в этом заслуга, конечно же, Михаила Васильевича. В класс заходил стремительно, был подвижный, подтянутый, энергичный. Он наш любимый учитель, на его уроках любой мог высказать свое мнение. Начинал урок всегда с классных дел. У нас часто проходили конференции на политические темы. Наш класс был оформлен, как комната боевой славы. Михаил Васильевич очень много фотографировал и в походах, и на учёбе».



За соседними партами в его классе сидели те, кто внес и вносит существенный вклад в развитие нашего города, кто достиг высокого профессионализма в самых разных сферах: Татьяна Волкова, Алексей Разгильдеев, Ольга Соколовская, Анатолий Ефремов, Наталья Мустакимова, Анатолий Носов, Николай Зильберблюм, Владимир Шпинев, Валерий Спорышев, Владимир Павлюков, Василий Сарин, Валерий Юрков, Людмила Черемных и многие другие
За свой труд Михаил Сухарев был награжден знаком «Отличник народного образования РСФСР». Этот человек пользовался большим уважением горожан, за большой вклад в патриотическое воспитание молодежи, участие в общественной жизни города 25 августа 1999 года удостоен звания «Почетный гражданин города Зеи».
Уйдя в 1987 году на заслуженный отдых, Михаил Васильевич продолжал проводить большую военно-патриотическую работу среди молодежи, и горожане знают, как много сделано им для развития в Зее краеведения и туризма.
Умер Михаил Васильевич 12 мая 2006 года. В последние годы жизни на двери его дома висела бумага для «Скорой». На ней был телефон его большого друга, коллеги Марии Кошелевой.
Михаил Сухарев – личность легендарная. Он был дальновидным, во многом, говорят его ученики, это благодаря его тяжелой судьбе: ему пришлось испытать на себе не только ужасы войны, быть раненым, но и в мирное время сполна хлебнуть горя, похоронив супругу, всех троих своих сыновей. Когда умер последний сын, Михаил Сухарев завещал похоронить себя рядом с ним: к сыну, говорит, приходить некому, а ко мне придут ученики – и ему цветочек поставят. Так и вышло.
11 декабря этого года ему исполнилось бы 100 лет. Но время не стерло память об этом удивительном человеке. Она хранится его коллегами, учениками. Многие из его выпускников поддерживают традицию собираться в родном городе вместе. В краеведческом музее есть воспоминания самого Михаила Сухарева и фотографии, на которых он молод, полон сил и перед ним – еще вся жизнь.
Татьяна Кирченко.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник
