В этом паводке никто не виноват?
В редакцию «ЗВ» продолжают поступать письма от жителей города и района, в которых содержатся суждения по поводу недавнего паводка. Часть материалов мы публикуем, не обращаясь за консультацией к специалистам, но есть письма, которые нуждаются в комментарии. Письма Владимира Опарина и Николая Баракова мы попросили прокомментировать главного инженера Зейской ГЭС Алексея Панчукова.
ГЭС строилась с учетом мирового опыта
Ситуация, которая произошла со мной, даёт мне право именно так ставить вопрос.
Уже несколько лет на праве личной собственности в черте города я владею недвижимостью, находящейся в заливе Малый Гармакан. И на этом основании там же арендую земельный участок. Здесь же работает ООО «Малый Гармакан», оказывающее услуги населению в виде стоянки маломерных судов и автомобилей.
Одновременно со строительством Зейской ГЭС на этой территории были построены капитальные здания ремонтно-эксплуатационной базы флота, предназначенной для обслуживания судов, курсирующих по Зейскому водохранилищу. Строительство велось по проекту, разработанному институтом «Ленгидропроект». В соответствии с этим документом предусмотрено расположение зданий на отметке 317,5 метра уровня верхнего бьефа водохранилища. Если уровень воды превысит эту отметку, то территорию базы зальёт водой. Таким образом, необходимость постоянного регулирования уровня Зейского водохранилища, не превышающего отметки 317,5 метра, заложена в самом проекте. В противном случае, никто не стал бы строить базу флота на таком уровне.
И вот в 2007, 2012 и в 2013 годах территория базы покрывается водой. В 2007 году её уровень составил полтора метра, в 2012 году – полметра, а в нынешнем – свыше двух метров.
В связи с этим возникает вопрос: кто виноват в наводнении: институт «Ленгидропроект», который запроектировал строительство базы на этой отметке, или Зейская ГЭС, которая не производит своевременный сброс воды?
В результате из-за повышения уровня воды страдают жители города и населённых пунктов, расположенных на берегу водохранилища, люди лишены возможности отдохнуть на песках вблизи Снежногорского и не могут эксплуатировать свои суда для отдыха на воде. Из-за залпового сброса воды затапливаются населённые пункты и сельхозугодия, расположенные ниже гидростанции.
Я же склоняюсь к тому, что всё дело в непрофессионализме и алчности тех, кто принимает решение копить воду.
А вот в профессионализме проектировщиков у меня сомнений нет. Разработчики проекта были не лоббистами олигархов, а специалистами высокого класса и, давая добро на строительство, учитывали опыт многочисленных строек по всему миру.
Николай Бараков.
г. Зея.
Комментарий
Во-первых, причиной сложившейся гидрологической обстановки на Дальнем Востоке является аномальный паводок, который стал сильнейшим за весь период гидрологических наблюдений. Зейское водохранилище справилось с катастрофическим наводнением, задержав две трети прибывающей воды и срезав пик паводка.
Во-вторых, расходы воды через гидроузел осуществляются в соответствии с решением Амурского бассейнового водного управления на основании складывающейся гидрологической обстановки и действующих Правил использования водных ресурсов (ПИВР) Зейского водохранилища. Согласно ПИВР при превышении верхним бьефом отметки 317,5 метра начинается работа водосливной части плотины с расходами до 3500 кубометров в секунду. А при достижении отметки 319,3 метра водосброс открывается полностью и форсированный уровень водохранилища может достигнуть отметки 322,1 метра. Таким образом, в соответствии с проектом наполнение водохранилища не ограничивается отметкой 317,5 метра.
В-третьих, конструкция Зейской ГЭС не рассчитана на сбросы с низких отметок (ниже 317,5 метра), поскольку при этом струя воды с водосброса падает слишком близко к плотине и может произойти размыв основания правой подпорной и водораздельной стенок.
Излишки воды не должны копиться
Паводок принёс много бед не только жителям нашего города и района, пострадали те, кто живёт в сёлах и городах, расположенных вниз по течению реки. По моему мнению, руководство Зейской ГЭС ни в чём не виновато. Станция выполняла свою задачу, вырабатывая электроэнергию.
Вся проблема в том, что само водохранилище не достроено. Когда возводили ГЭС, то решался вопрос о том, на каком уровне будет работать водослив. Излишки воды, поступающей в водохранилище, не должны в нём копиться, им необходимо стекать по мере поступления.
Как известно, впадающая в Деп река Тында берёт своё начало в районе Бекельдеуля. Вот по этому-то распадку и должны быть направлены излишки воды, поступающей в водохранилище. В противном случае нас ждут очередные паводки, от которых не спасут никакие водосбросы.
Владимир Опарин.
с. Октябрьское.
Комментарий
Зейское водохранилище заполнено до проектных отметок. Оно многолетнего регулирования и позволяет аккумулировать значительную часть притока за счёт использования резервной ёмкости. Режимы наполнения и сработки водохранилища устанавливает Федеральное агентство водных ресурсов (ФАВР) в лице Амурского бассейнового водного управления.
Собственник ГЭС не имеет права самостоятельно принимать решения о режимах работы водохранилища, он обязан в точности исполнять указания ФАВР. В свою очередь ФАВР руководствуется правилами использования водных ресурсов водохранилища, в которых подробно описано: когда и до каких уровней нужно заполнять водохранилище, а в каких ситуациях сбрасывать воду и в каком объёме.
При разработке данных правил специалисты учитывают сразу несколько факторов: необходимость защиты от наводнений и паводков, обеспечение безопасной работы самой плотины, обеспечение выработки электроэнергии, обеспечение водоснабжения, работа водного транспорта, решение экологических вопросов.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...