О нарастающей проблеме знали все, и...
В середине мая в Зее побывал министр природных ресурсов Амурской области Дмитрий Лужнов. К сожалению, «ЗВС» не удалось с ним встретиться, чтобы обсудить проблему, возникшую в городе с мусором. Поэтому мы направили в минприроды Приамурья ряд вопросов, касающихся оборудования мусорного полигона и образовавшихся огромных свалок в черте города. Аналогичные вопросы “ЗВС” задали и администрациям г. Зеи и Зейского района.
«ЗВС»: Какое ведомство отвечает за определение нового местонахождения полигона, если в черте города таких мест нет?
Минприроды: – Согласно Федеральному закону № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» определены вопросы местного значения муниципальных, городских округов, в том числе организация мероприятий по охране окружающей среды, правила землепользования, застройки и распоряжение имуществом.
Федеральным законом № 89 «Об отходах производства и потребления» определено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (ТКО); определение схемы размещения мест ТКО и ведение реестра; организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с отходами.
Учитывая вышеизложенное, обязательство по определению земельного участка для накопления всех отходов лежит на администрации города.
В связи с тем что Зея попадает в приаэродромную территорию, городской администрации необходимо организовать взаимодействие с районной администрацией для согласования накопления отходов на территории Зейского района.
Горадминистрация: – Согласно закону Амурской области № 679 «О разграничении полномочий органов государственной власти Амурской области в сфере обращения с отходами производства и потребления» полномочиями по участию в разработке территориальной схемы, реализации региональной и федеральной программ в сфере обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, наделено министерство природных ресурсов Амурской области.
Райадминистрация: – Существенные нестроения начались с 2020 года, так как была установлена приаэродромная территория. В черте 15 километров от аэропорта города Зеи запрещено накопление и размещение ТКО. О возникновении ограничений по осуществлению хозяйственной деятельности на данной территории знали все – курирующее министерство, региональный оператор, администрации города и района. Долгое время изыскивались возможные варианты решения проблемы. Все без исключения поручения министерства природных ресурсов районной администрацией исполнялись в указанные сроки.
Также по просьбе директора регионального оператора ООО «Спецэкомаш» Евгения Веденина были предложены несколько земельных участков под временное накопление. Однако эти варианты региональному оператору не понравились, так как расстояние от города до участков составляет от 20 до 30 километров.
«ЗВС»: Куда людям вывозить мусор, в том числе строительный, до официального использования нового полигона? Кто отвечает за строительный мусор?
Минприроды: – Для организации вывоза ТКО и крупногабаритных отходов (КГО) определены графики вывоза для регионального оператора ООО «Спецэкомаш» (за истекший период 2023 года жалобы по нарушению графиков в адрес министерства не поступало).
Вывоз ТКО и КГО региональным оператором осуществляется на земельные участки, расположенные в Овсянке, включенные в территориальную схему как места временного (до 11 месяцев) накопления отходов.
Организация мероприятий по вывозу растительных и строительных отходов, а также периодичность их вывоза осуществляет орган местного самоуправления. Вывоз таких отходов лежит на собственнике земельного участка (администрации муниципального образования, управляющих компаниях, товариществах собственников жилья и т. д.). Организация мест накопления и вывоза отходов осуществляется на основании отдельных договоров, заключенных с организациями, имеющими лицензии на обращение с такими видами отходов.
Райадминистрация: – Администрация Зейского района обращает внимание, что территориальной схемой обращения с отходами перемещение мусора из Зеи в Овсянку не предусмотрено. Складирование региональным оператором крупногабаритных отходов в районе Овсянки не производилось.
Горадминистрация: – Согласно ответу на первый вопрос, минприроды должно определить место для любых видов отходов, а не только для ТКО. Участок, определенный минприроды с 1 декабря 2022 года (бывшее КПД), используется в настоящее время только для перегрузки твердых коммунальных отходов с целью их дальнейшего транспортирования на полигон города Свободного.
При этом иные виды отходов (строительные, растительные и т. п.) на данный участок не допускаются. Поэтому на данный момент нам предложено изыскать участок на территории города Зеи и использовать его как место складирования строительных, растительных и древесно-кустарниковых отходов.
Примерное место определено, проводятся межевые работы, но к нему необходимо обустроить подъездные пути, а в бюджете города на эти цели средств не заложено. Именно поэтому и образовались стихийные свалки у контейнерных площадок, так как жителям некуда везти отходы, не относящиеся к ТКО.
«ЗВС»: Почему много лет полигон существовал, эксплуатировался и никого не волновало, что это приаэродромная зона, а закрыли его в декабре 2022 года, не определив новое место складирования отходов (в советский период частота авиарейсов намного превышала количество полетов сегодня, десятилетия свалка и птицы никому не мешали)?
Минприроды: – Приказом Дальневосточного межтерриториального управления Росавиации от 30.07.2020 г. № 190-П установлена приаэродромная территория аэродрома Зеи.
Город попадает в шестую подзону аэропорта, в которой запрещено размещение объектов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц.
Городской администрации выданы предписания надзорных органов об устранении нарушений, связанных с нахождением места накопления отходов на приаэродромной территории, а именно предписания об устранении выявленных нарушений от 17 мая 2021 г. и 16 декабря 2022 г., выданные Дальневосточным ространснадзором в отношении полигона.
Также минприроды 23 декабря 2022 г. вынесен протест Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры об исключении из территориальной схемы обращения с отходами (утвержденной приказом министерства 11 ноября 2022 г.) места временного накопления отходов, расположенного на территории города Зеи. Было принято решение об исключении из схемы бывшего полигона и изыскании нового земельного участка.
До момента внесения изменений в территориальную схему региональному оператору ООО «Спецэкомаш» письмом министерства от 15 марта 2023 г. рекомендовано перенаправить потоки отходов на земельные участки, расположенные в Овсянке, и включенные в территориальную схему как места временного накопления отходов.
Горадминистрация: – Это полномочия субъекта, то есть минприроды. Администрация многократно писала письма в министерство о том, что срок эксплуатации заканчивается 1 января 2023 года. Но с 1 декабря прошлого года определено место перегрузки ТКО и не определено место под другие виды отходов.
«ЗВС»: После визита министра природных ресурсов в г. Зею определено ли новое место дислокации полигона? Если «да», то попадает ли оно в приаэродромную зону? На чьи плечи ляжет строительство полигона? Будет ли оказано софинансирование, так как городу и району это не потянуть?
Минприроды: – Для решения проблемы по организации вывоза отходов с территории города неоднократно собирались рабочие совещания, на которых городской администрации были даны поручения по изысканию и определению земельного участка для накопления отходов. По состоянию на 12 мая указанные поручения не исполнены, взаимодействие с администрацией Зейского района не организовано.
В ходе рабочей поездки (16 мая) министра природных ресурсов Амурской области Дмитрия Лужнова определен земельный участок на территории Зейского района, на котором предполагается строительство полигона в рамках концессионной инициативы. Запланированный к строительству земельный участок не входит в шестую подзону приаэродромной территории аэродрома Зеи.
В настоящее время ведутся работы по определению концессионера с целью реализации указанного проекта.
Райадминистрация: – В декабре прошлого года министерству природных ресурсов и региональному оператору было предложено два варианта: в районе реки Пикан на закрытом участке горных работ по добыче россыпного золота и вблизи строительной площадки подстанции «Агорта», расположенной на 5 км автодороги Зея – Снежногорский. При этом администрация Зейского района обратила внимание сторон, что создание места временного накопления ситуацию не решит. Району и городу необходим полигон. Без него невозможно обеспечить экологическую безопасность и охрану окружающей среды.
Горадминистрация: – При личной встрече министра Дмитрия Лужнова с главой города Андреем Бродягиным и главой района Илоной Сысолятиной место для строительства полигона определили на 5 км трассы Зея – Снежногорский.
Вероятнее всего, строительство полигона ляжет на плечи концессионера, так как полигон – это не просто земельный участок, а объект, законодательно передаваемый только путем концессии.
«ЗВС»: Как долго будет длиться оформление участка и ввод его в эксплуатацию? Кто должен проводить исследование места под полигон и какие необходимы исследования?
Минприроды: – При поступлении предложения от администрации Зейского района на включение в территориальную схему земельного участка будущего полигона министерством будут проведены все необходимые работы для его включения в схему.
Строительство полигона осуществляется в соответствии с требованиями постановления главного государственного санитарного врача России от 28.01.2021 г. № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21».
Проектно-сметная документация на строительство полигона, разрабатываемая концессионером, предусматривает проведение обследований земельного участка. Также приамурским межрегиональным управлением Росприроднадзора перед вводом в эксплуатацию полигонов отходов осуществляется предлицензионный контроль с целью выдачи лицензий на осуществление деятельности по обращению с отходами, а также внесению объекта в государственный реестр объектов размещения отходов.
Райадминистрация: – На вопрос: «За чей счет будут проведены многомиллионные работы по изготовлению проектно-сметной документации для полигона, изыскания, государственная экспертиза и прочие мероприятия?» – может ответить региональная программа в сфере обращения с отходами, в том числе с ТКО, на территории Амурской области, утвержденная постановлением правительства Амурской области от 08.11.2017 г. № 527.
В соответствии с разделом 6 региональной программы, финансовым обеспечением программы являются: средства консолидированного бюджета Приамурья; средства региональных операторов по обращению с ТКО; средства операторов по обращению с ТКО; заемные и иные средства (кредитные и лизинговые).
Мероприятия, реализуемые за счет средств регионального оператора и операторов по обращению с ТКО, должны финансироваться за счет собственных или привлеченных средств на основании собственных инвестиционных программ.
На сегодняшний день в администрации Зейского района отсутствуют сведения о разработанных ООО «Спецэкомаш» и утвержденных министерством природных ресурсов Амурской области необходимых инвестиционных программах.
На данном этапе администрация Зейского района делает все от нее зависящее для решения вопроса с организацией полигона.
Горадминистрация: – Можем только предположить, какой комплекс исследований необходим: геологические, гидрологические и технические параметры на соответствие СанПиНу.
От редакции
«Районка» так и не увидела разъяснений о том, как долго будет обустраиваться новый мусорный полигон, и за чей счет он будет возведён в случае, если никто не возьмёт его в концессию.
Остался открытым вопрос и том, куда вывозить сейчас скопившийся на территории города строительный и растительный мусор? Участок для него определили, но теперь городской администрации необходимо найти деньги для обустройства к нему подъездных путей, которых в бюджете нет.
Районная администрация в одном из ответов указала: «О проблеме на данной территории знали все – курирующее министерство, региональный оператор, администрации города и района».
Подчеркнём: о проблеме, которая сейчас возникла с мусором, знали заранее, то есть ещё за три года до закрытия полигона, но вопрос об определении нового полигона пустили на самотек, что, соответственно, вылилось в мусорный коллапс. Кто виноват, и что делать? Для нас эти вопросы остались открытыми!
Время идёт, а проблема не решается.
Марина Остащук.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...