Сдохни или наслаждайся?

Что хотел сказать художник?
Недавно на пересечении улиц Учительской и Народной появился новый арт-объект.
Прохожие и жители близлежащих домов, видевшие художество, стали звонить и писать в редакцию «Зейских вестей сегодня», спрашивать в соцсетях: что сие значит?
Тут как с «Черным квадратом» Малевича – мнения «искусствоведов» разделились: либо полная чушь, либо глубокий философский смысл.
Итак, бетонную стену «философ» закрасил в черный цвет, белой краской через трафарет нанес силуэты людей, идущих конвейерной цепочкой вниз. У каждого – чемоданчик в руке. Головы идущих перечеркнуты красным. Рядом надпись: «Потребляй. Работай. Здохни!» (Да, да! Так и написано «Здохни» через букву «З» – как сейчас говорят, наверное, жертва ЕГЭ).
На слове «здохни» – красный штамп: «Наслаждайся».
Горожане стали интересоваться: «Это у нас отдел культуры работает в городе?».
«ЗВС» связались с отделом культуры. Ни их ведомство, ни отдел архитектуры к сему творчеству отношения не имели. А жаль. Ниже будет понятно почему.
Через соцсети мы попытались найти «философа», чтобы поинтересоваться, в чем заключался его протест? Естественно, никто не объявился.
Обратились мы и к нашим подписчикам, дабы узнать их мнение и пролить свет на ситуацию, ведь люди волновались: одни глобально – не мировой ли это заговор, не высказывание ли относительно спецоперации на Донбассе, не реакция ли на убийство журналистки Дарьи Дугиной; другие по-бытовому – не месть ли соседу?
«А может, банально какой-нибудь «мажор» решил выделиться из народа – улица-то Народная? А рядом – Учительская. Тогда какой-нибудь отличник перед 1 сентября педагогам сделал приятное, предложив не корпеть над учебниками-тетрадками, а наслаждаться жизнью», – иронизировали «Зейские вести сегодня».
Ответы были нешуточные:
– Здохни – это мем, а не орфографическая ошибка. Замечания про ЕГЭ и правописание попахивают нафталином, откройте форточку и проветрите, душно, – посоветовала газетчикам читатель под ником «Твоя советская мамаша». – Человек не испортил объект культурного наследия, это обычный стрит-арт, кто-то самовыразился. По крайней мере, передает настроение в стране.
– Приятно общаться с умным человеком, – подумали «Зейские вести сегодня». – Но не согласимся относительно орфографии. Подмену в соцсетях букв и моду на ошибки в словах придумали либо те, кто пренебрегает родным языком (это, если хотите, не просто безграмотность, а отсутствие уважения к стране, в которой ты родился, к отцам-дедам), или те, кто не желает запоминать правил русского языка и заглядывать в словари.
– Смысл очевиден, – высказал свою точку зрения второй читатель. – Потребляй – скорее всего, означает, что люди завалены платежами (свет, кредиты, ипотека, ЖКХ, сады, школы, и пр.). Ради этого люди работают и ничего, кроме платежей, не видят в жизни. Такой образ ведет к скоротечной, монотонной жизни, человек умирает, так и не поняв, а жил ли он вообще? Наверное, этот смысл и несет арт-объект. А зачеркнутые головы, возможно, означают, что, кроме проблем, нет там больше ничего. Не наполнены головы радостью и позитивом, – предположил второй подписчик.
– Как же это здорово, что читатели не просто скользнули глазами по информации, а стали размышлять, спорить, – радовались «ЗВС». – Мы не раз убеждались, что наши подписчики – особенные!
– А мне нравится, – с ноткой грусти добавил третий читатель. – Очень даже правда… Никаких перспектив ни в городе, ни в стране… Катимся по наклонной.
– Кому как, – вспомнили «Зейские вести сегодня» мудрые стихотворные строки:
«В одно окно смотрели двое.
Один увидел дождь и грязь,
Другой – листвы зеленой вязь,
Весну и небо голубое.
В одно окно смотрели двое”
или:
«Один не разберёт, чем пахнут розы,
Другой из горьких трав добудет мёд.
Кому-то мелочь дашь, навек запомнит,
Кому-то жизнь отдашь, а он и не поймёт».
Лозунг известен
Итак, то, что хотел сказать художник-философ, осталось за кадром. Но лозунг «Потребляй. Работай. Сдохни (умри)» известен давно. Его изобрели еще в 80-х годах прошлого столетия в Америке, в России стали употреблять примерно после 90-х. Авторство приписывают многим, в том числе и антиглобалистам. В лозунге – протест против стиля западной цивилизации, против мира, где правят вещи и деньги, против капитализации, против общества потребления.
Не поспоришь: большинство из нас стало потребителями. Это трудно поддающаяся лечению болезнь. Нам всегда надо что-то достать, перекупить, отложить впрок. А маркетологи и рекламные работники только и делают, что подогревают наш интерес. Каждый день яркий экран телевизора убеждает нас, что этот массажер избавит от всех проблем и мы станем на 30 лет моложе, а эта пилюля сделает нас счастливыми, а в этом платье мы будем стройнее и привлекательнее. И мы в погоне за хламом, который якобы нас осчастливит, ищем вторую работу, берем кредиты: надо, чтоб было все, как у людей; надо, чтоб было все лучше, чем у соседа. Со временем в лучшем случае поймем, что массажер – мертвому припарка, и отправим его на антресоль. Платье почему-то не стройнит оплывшую фигуру и годами пылится в шкафу, но в рекламе сказали, что новая модель – это то, что мне крайне необходимо. И новые шмутки втискиваются в плотно забитый шифоньер. А счастья не прибавилось, настроение день ото дня падает. Но с голубого экрана вновь щебечут, что новая чудо-пилюля избавит от депрессии. И снова ищем подработку, бежим в быстрые займы, не понимая, зачем.
Мы пресытились маффинами, заварными пирожными, эклерами, а святыню – хлеб – без оглядки на совесть отправляем в мусор. Признайтесь, что на выходных многие закупают в супермаркетах всякие баночки-скляночки, пакетики, пачки, бутылочки. Холодильник – битком, страшно представить, что все это надо съесть, а что пропадет – смыть в унитаз, ведь в субботу – новый поход по магазинам.
Как-то у торгового центра «Пирамида», глядя на выставку шикарных автомобилей, спросила у знакомой, а где работают молодые хозяева этих иномарок? Ведь ценник лошадок (откройте пошире глаза, в цифрах я не ошиблась) – от одного до пяти миллионов. Это не зарплаты, пояснила знакомая, это ссуды. Ее зять, чтобы соответствовать друзьям, купил навороченные тачку и айфон. Теперь три семьи (родители и дети) платят бешеные проценты банку, зато у зятя авто и мобила не хуже, чем у других.
Но у молодых есть к чему стремиться: в планах – одиннадцатый айфон и тачка круче, чем у соседа. Всем плевать на будущее внуков. Едим, пьем, гуляем, ничего не создаем, а только потребляем и разрушаем. Живем в век великого эгоизма, где большинство думает только о себе. И счастливее по-прежнему не становимся. Мчимся в поезде без тормозов, который летит прямо в ад.
Наверное, об этом хотел сказать художник-философ.
А ведь есть и другой лозунг, противоположный американскому: «Родись, трудись, созидай, оставь хорошее наследие, добрую память». Созидай – не обязательно строй корабли, делай научные открытия. Улыбнись прохожему, не испорти настроение коллеге, помоги соседу – это и есть созидание. И созидать учат с пеленок родители, потом эстафету должны подхватить воспитатели, учителя, работники культуры, идеологи. Но уже несколько десятилетий мы не воспитываем, а осуществляем пригляд и оказываем услуги.
Недавно сама столкнулась с формулой «созидай-разрушай». В Благовещенске часто пришлось ездить в автобусе, а в общественном транспорте есть на что посмотреть и о чем подумать. В некоторых автобусах по радио говорят, что нужно уступать место старшим, больным и т.д. Но это шумовой фон, на который люди не обращают внимание. Шустрая бабулька, раздвигая локтями пассажиров, требует освободить ей место. С чувством удовлетворения поудобнее усаживает внука, а сама на дрожащих ногах «болтается» рядом. Такая картинка уже не удивила. Удивило другое: захожу в автобус, на заднем сидении – молодой таджик. Парень в почтении склоняет голову и уступает мне место. На другой остановке в переднюю дверь заходит пожилая таджичка, трое молодых русских склонили головы над айфонами: не встал ни один… Как же в такой момент за державу обидно!
Послесловие
Пока материал готовился к печати и мы философствовали с читателями, бетонку, на которой разместилась арт-картина, кто-то закрасил в черный цвет.
Один из наблюдательных читателей написал нам в Телеграм-канале: «Закрашиваете граффити, а банально закрасить х… вы не можете».
Мы умышленно не говорили о том, что было давно-давно нарисовано хулиганами рядом с новой картиной. Впрочем, вы, наверное, догадались.
То, что ниже пояса, действительно не закрасили. Сказать на это нечего, но как бы дипломатично выйти из ситуации?
Ответим словами Аркадия Райкина: «У нас узкая специализация. К пуговицам претензии есть?».
Закрасили то, на что было указано…
Инна Смирнова.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...