Главное – любить жизнь

Лидия Бормотова
В нашей рубрике “Лица и судьбы” представляем Лидию Бормотову – очень добрую и отзывчивую женщину-труженицу. Лидия Георгиевна родилась 10 января 1929 года в Зее. В семье было четверо детей, где она была вторая по старшинству. Родители Лидии трудились в колхозах Зейского района, их жизнь была нелегкой и полна трудностей.
“Мои воспоминания о детстве в Зее остались яркими, – рассказывает Лидия Георгиевна, – в то время Зея была маленьким городком, где трава и ягоды росли повсюду, а улицы носили простые названия: Первая, Вторая, Третья, Четвертая”. Семья Лидии жила на Второй улице, сейчас известной как улица Полины Осипенко.

Во времена, когда взрослые трудились на полях, дети проводили время в детском саду. Все были равны, независимо от социального статуса. Игрушек было не много, поэтому родители для своих детей мастерили самодельные сани, деревянные игрушки, шили куклы, и ребята с удовольствием играли с ними.
Развлечений для детей было совсем мало, потому они радовались простым вещам. Одним из таких было приходить на пристань. Тогда грузы доставляли по речке Зее на двух пароходах. Один из пароходов, названный “Сибиряк”, был прекрасным белым двухэтажным судном с колесом сзади, в то время как “Большевик” был серым с двумя колесами по бокам. Каждый раз, когда пароход подходил к пристани, он издавал громкий гудок, зазывая весь город к набережной. Детвора и взрослые прибегали посмотреть на пароходы.
В то время дороги до станции Тыгда не было, только просека для лошадей, по которой можно было добраться до соседних деревень. После дождей дорогу закрывали из-за сильного размывания, от чего становилось невозможно передвигаться по ней. И когда в городе появилась первая машина, дети с радостью бежали за ней, восхищаясь и удивляясь этому новому виду транспорта. Для ребятни это было настоящим праздником и событием.
Проходили годы, и в 1938 году в нашем городе построили первый аэропорт, который оживленно функционировал: самолеты регулярно выполняли полеты. Аэропорт располагался на месте нынешнего Дома детского творчества “Ровесник”.
Вокруг аэропорта, откуда стартовали самолеты, всегда царил особый шум и движение. Когда поднимались самолеты, они пролетали так низко, что можно было в кабине увидеть пилота. Недалеко от аэропорта жил начальник, и его дом до сих пор стоит там.
Город постепенно стал расстраиваться и облагораживаться. В 40-е годы были посажены первые тополя по улице Мухина. “Помню, как коровы топтали и съедали только что посаженные деревья. Чтобы защитить их от животных, взрослые устанавливали жерди вдоль деревьев, и саженцы начали активно расти. Теперь эти деревья мы видим на главной улице нашего города”, – вспоминает Лидия Георгиевна.
Лидия Георгиевна пошла учиться в школу имени Фрунзе. В прошлом на улице Полины Осипенко находились три школы: в одной из них учились дети с 1 по 4 класс, а в двух других – с 5 по 10 класс.
Когда Лидия училась в 5-м классе, началась война. В военные годы детей, начиная с 4-го класса, собрали и увезли в поселок Магдагачи. Те, кто был постарше, обучались на рабочие специальности, такие как помощники машинистов и комбайнеры. Младшие же дети отправлялись работать в колхозы.
Для Лидии Георгиевны война стала настоящим испытанием. Через два года после начала войны умерла её мама. Отец снова женился. Тяжело им жилось с мачехой, ведь она их невзлюбила, постоянно придиралась к мелочам и наказывала за малейшую провинность, заставляла много работать.
“В Зейском районе было 9 колхозов, и я работала в каждом из них. Никого не оставляли без работы, всех отправляли трудиться в колхозы”, – вспоминает она.
В годы войны все заборы и ворота были разобраны на дрова, даже лавочки использовались для пополнения запасов. После школьных занятий она вместе с братьями и сестрой отправлялась в семейную усадьбу в Заречку, чтобы заготовить дрова для школы. Дети из города шли пешком до Заречной Слободы. Там они пилили дрова и складывали их в кубы, а затем отец привозил эти дрова в школу для отопления. Зимой дети заготавливали дрова, летом помогали на полях.
В те годы улиц практически не существовало, люди ходили между домами вместо улиц. Можно было заходить в любой двор, и никто никого никогда не выгонял.
Все участки засаживались картошкой. Дети наравне со взрослыми трудились в огородах, ходили собирать ягоды: землянику, жимолость, все росло в шаговой доступности. Ягоду сушили, а зимой заваривали и пили вкусный чай или варили компоты.
Так Лидия проводила свое детство, трудясь и заботясь о своих близких.
В 1949 году Лидия Георгиевна отправилась в город Благовещенск, чтобы пройти курсы бухгалтеров, организованные МВД. После успешного завершения обучения она была направлена на работу в город Райчихинск, а затем в город Свободный. Начав свою карьеру бухгалтером, она впоследствии перешла на должность ревизора в органы внутренних дел, где трудилась до выхода на пенсию.
Лидия Георгиевна очень любила путешествовать. Она объехала множество городов-героев, посетила Москву и даже побывала в Китае.
Кроме профессиональной деятельности, Лидия Георгиевна была страстным ценителем рукоделия. Она успешно освоила технику выбивания ришелье, проходя специальные курсы в Свободном. Прошла обучение портнихи и научилась шить сама, с удовольствием шила одежду для всей своей семьи.
После выхода на пенсию Лидия вернулась в город Зею, где живут её родные. Конечно, Зею было не узнать, шла стройка микрорайона Светлого. Уже стояли новые постройки в черте города, не узнать было и городской парк. Со времен её детства город расцвел.
У Лидии Георгиевны – две дочери, четыре внука, шесть правнуков, один праправнук и один прапраправнук.
Люди старшего поколения прошли суровые испытания и остались бодрые духом, потому им часто задают традиционный вопрос о секрете долголетия. Лидия Георгиевна поделилась этим секретом: важно любить. Она убеждена, что когда относишься к людям с любовью, они отвечают взаимностью. И, конечно же, нужно не забывать о любви к самому себе.
Пресс-служба администрации г.Зеи.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...