У мужчин она вызывала удивление

Шагая по окраине Верхнезейска, придерживаясь маршрута, набросанного на листе бумаги местным жителем, я вышла к заправочной станции. Но меня интересовало не горючее, а человек, который там работал. “Королева бензоколонки” – Зинаида Плотникова.
Зинаида Леонтьевна действительно достойна высокого титула как человек, блестяще справлявшийся с не женским делом. Это сейчас рабочее место 75-летней женщины на бензоколонке, а когда-то ее смена проходила в кабине экскаватора.
Просто так – мне не интересно
– Амурские мы, – начала свой рассказ одна из старейших бамовских ветеранов, – родилась я в поселке Златоустовске Селемджинского района. Училась в Иркутском техникуме на киномеханика. Муж был бульдозеристом. Жили и работали сначала в Токуре, потом был Свободный, где я работала кинорадиомехаником в Добровольном обществе содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ). Затем переехали семьей в поселок Ясный Зейского района, устроилась я заведующей клубом. Жизнь в клубе кипела: концерты, кино, мероприятия.
– Зинаида Леонтьевна, ну как так: клуб и экскаватор?! Как так приключилось-то?! – недоумевала я.
– В Ясном все и приключилось, – вспоминает женщина, – в поселке не хватало бульдозеристов и экскаваторщиков. На тот момент требовался “низовой” рабочий. Пришла сама к начальнику и попросилась. Работая на болотине, экскаватор передвигался по щитам из бревен, которые сам и перекладывал при помощи ковша с места на место. В задачи “низового” входило подцеплять трос от щита на ковш. Таким образом делали вскрышу полигона.
Через какое-то время перевели в помощники машиниста. Первый мой экскаватор был механический, допотопный “Драглайн” (тянуша – одноковшовый экскаватор со сложной канатной связью). Обучаясь на киномеханика, изучала двигатель внутреннего сгорания, так что никаких проблем не возникло: заправляла горючим, смазывала, помогала во время ремонта.
Не известно, сколько бы еще Зинаида проходила в помощниках машиниста экскаватора, если бы не случай.
– Один машинист у нас любил выпить, – повествует собеседница. – Вот с утра на работе у него “трубы горят”, надо похмелиться. А экскаватор-то его из поселка виден, не сбежишь с рабочего места. Так он что придумал. Показал мне рычаги и говорит: “Ты, Зина, просто шевелись туда-сюда, и все. Создавай видимость работы. А я сейчас быстренько сгоняю”. Села я в кабину, изображаю. Но мне-то не интересно просто так “туда-сюда и все”. Начала я пробовать набирать грунт ковшом и выбрасывать, а потом еще с разворотом в нужное место высыпать. Так недели за три, во время отлучек машиниста, я стала неплохо справляться.
Заприметили упражнения самоучки механик и начальник: “Все у тебя получается, Зина. Давай работай”. Вот так и сменила Зинаида подмостки клуба на кабину экскаватора. Вскоре присвоили низший, третий разряд машиниста. Но это было только начало.


– Училась я всегда хорошо, – продолжает Зинаида Леонтьевна, – прочитаю немного и делаю, все получалось. Сдала экзамен на четвертый разряд, через год повысили до пятого. Летом работали, зимой на ремонте. Весь экскаватор уже знала вдоль и поперек. Присвоили шестой разряд. Вредными привычками, в отличие от мужчин, я не страдала.
Пять лет подряд Зинаида Плотникова была победителем соцсоревнований, была ударником коммунистического труда и награждена орденом “Знак Почета”.
Вместе с мужем работали на вскрыше, готовя дражный полигон, прокладывали дорогу Ясный – Октябрьский. Но в Ясном стали закрывать школу. И такой же участи обучения в школе-интернате, как в ее детстве, она своим детям не желала. А потому на семейном совете было принято решение покинуть поселок.
Ас своего дела
В 1977 году Зейская киносеть направила Зинаиду Плотникову киномехаником в строящийся поселок Верхнезейск. Жили в общежитии. Муж трудился на строительстве моста, а она вновь работала в клубе.
– В день по три-четыре киносеанса, – рассказывает о жизни в бамовском поселке Зинаида Леонтьевна, – ездила в Тыгду, договаривалась о кинопрокате. Привозила ролики о новых советских фильмах (как сейчас принято называть, трейлеры). Бывало даже, что премьеры фильмов у нас были раньше, чем в Зее.
До 1983 года женщина работала в клубе. Ее фотография висела на Доске почета. А потом вновь трудилась на экскаваторе в “Мостоотряде-70” на строительстве поселка. Прокладывала сети инженерно-технического обеспечения: рыла траншеи, укладывала желоба и трубы, вела канализацию.
Работать на экскаваторах того времени было уже легче. Но вновь надо было подтверждать разряд, теперь уже на гидравлике. С отличием защитила шестой разряд.
– Смена длилась 12 часов. Работать больше любила по ночам, когда луна светит. На рассвете солнце всходит – красота неописуемая! Романтика! В то время все было на энтузиазме, а не за деньги, – вздыхает Зинаида Леонтьевна.
На вопрос, как коллеги по цеху на нее реагировали, ответила:
– Часто собиралась толпа зевак, интересно им было, как же я справлюсь с той или иной задачей. У мужчин я всегда вызывала удивление. Как-то отказала у моего экскаватора ходовая, надо было его на ремонт в воинскую часть доставить. А это значит, что предстояло заехать на трал. Но работала только одна гусеница. Я заверила всех, что сделаю это. И сделала: за-ехала, поставила, развернулась. Приехали на место, я так же аккуратно съехала. Солдаты во-круг выстроились, наблюдают. Механик воинской части был поражен: “Вот это я понимаю – ас! Вот бы вас к нам инструктором!”.


А воинских частей в то время в Верхнезейске было много. Работаем, например, в карьере. Пригонят машину, которую солдаты должны вручную наполнить, мне их жалко, машу рукой из кабины: “Подъезжайте, загружу!”. Они потом: “А можно мы еще за одной машиной приедем?”. “Давайте, – говорю, – мне не тяжело”. Ухожу на обед, возвращаюсь, а у меня в кабине сок и печенье – солдатики отблагодарили, – улыбается мать троих детей.
Героический случай
Был в жизни Зинаиды Леонтьевны и героический случай. Как-то вечером в ноябре загорелся коттедж. Экскаватор срочно направили на пожар. Необходимо было разобрать горящее строение, чтобы бушующее пламя не перекинулось на соседние коттеджи. При этом нужно было не повредить водопроводные трубы. Требовалась не только отвага, но и предельная точность в работе. Зинаида Плотникова уже разобрала крышу дома, когда подоспел пожарный расчет. К тому времени лобовое стекло экскаватора настолько раскалилось, что треснуло, разлетевшись на осколки под ледяной струей воды, окатившей героиню (с другой стороны коттеджа огонь тушила “пожарка”). К счастью, в том пожаре никто не пострадал, а погорельцы даже смогли остаться на ночь в своем доме.
Исключение
На строительстве Верхнезейска Зинаида Плотникова трудилась до 1991 года, потом ушла на пенсию. Но в 2004 году вернулась к работе. Прокладывая дорогу Улак – Эльга, с 4-го километра до-шла до 72-го (из-за недостаточности средств строительство остановили), затем была переведена на строительство федеральной трассы.
– Февраль, морозы, греешь экскаватор с утра и не глушишь его всю смену. Сначала работала на отечественном экскаваторе, потом на импортном. “Kobelco” – вот это экскаватор для женщин! Современный, с кондиционером, легкий в управлении: не рычаги, а джойстики. Я на нем не уставала, работала играючи, – восхищается она.
Познакомилась в деле Зинаида Плотникова и с передовым мощным “Hitachi”. И вновь, чтобы работать на заграничной чудо-технике, пришлось учиться и подтверждать высший разряд. Снова экзамен сдан с отличием. После Приамурья были Тюмень и Сахалин, где доводилось садиться за руль самосвала МоАЗ. Окончательно кабину экскаватора 65-летняя Зинаида Плотникова покинула в 2006 году.
Разделение профессий на мужские и женские в наше время все еще существует, но история об этой удивительной женщине доказывает, что из любого правила есть исключение.
Виктория ЧЕРЕПАНОВА.
Фото автора.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...