Успеновка осталась лишь в воспоминаниях

Жители Успеновки. Конец 1940-х годов.
Сколько в Зейском округе населенных пунктов, которые давно канули в Лету? Часть из них осталась на дне Зейского водохранилища (Дамбуки, Филимошка, Потехино и др.), некоторые закрылись в связи с тем, что были ликвидированы золотодобывающие или лесозаготовительные предприятия (Пионер, Ясный, Кировский).
Но сегодня речь пойдет об Успеновке – селе, которое было основано в 1904 году и упразднено в 1974-м, просуществовав всего 70 лет.
Была такая деревня
Урочище, где располагалось поселение, находится на правом берегу р. Зеи, у озера Успеновское, примерно в 3,5 километра от села Алгач.
Судя по сохранившимся сведениям, в 1916 году в населенном пункте насчитывалось 33 двора, проживало 125 человек. Деревня тогда входила в состав Овсянковской волости 1-го стана Амурского уезда Амурской области.
Спустя десять лет, в 1926 году, в деревне имелось 56 хозяйств (49 крестьянского типа и 9 прочих). Население за десять лет увеличилось в два раза и составляло 251 человек (118 мужчин и 133 женщины). В национальном составе населения преобладали белорусы. Крестьяне занимались единоличным хозяйством. В 1929 г. образовались Авдеевская и Долотовская коммуны. С 1931 года две успеновские коммуны объединились в колхоз «Волна». В эти годы Успеновка входила в состав Сианского сельсовета Зейского района Дальневосточного края. Просуществовала до 1969 г.

Воспоминания старожилов
В Чалбачинской школе бережно хранят документы и воспоминания старожилов. По ним можно воссоздать некоторые эпизоды жизни Успеновки.
В 1933 году в село приехали четыре семьи, среди которых были Григорий и Ольга Логиновы с пятью детьми.
Всех приезжих поселили в барак без комнат и перегородок, который раньше занимали лесозаготовители. Так, всем гуртом семьи жили до тех пор, пока сами себе не построили дома. Одна из дочерей Логиновых – Олимпиада – пошла работать в колхоз в 12 лет. Её определили на полевые работы, а вечером девочка помогала матери зажигать на речке фонари, которые служили ориентиром при прохождении судов.
Семья держала двух коров, трех свиней, 40 куриц. Муку брали на мельнице, пекли дома хлеб.
Когда Олимпиаде Григорьевне исполнилось 18 лет, устроилась на работу в леспромхоз, который к тому времени открылся в селе. Она прожила в Успеновке 52 года до реорганизации села, а потом переехала в с. Чалбачи.
В 1956 году в Успеновку из Шимановска переехала семья Авдеевых. У 31-летней Надежды Николаевны и 33-летнего Аверьяна Лукьяновича на тот момент было четверо сыновей: Алексей, Сергей, Петр, Александр, а пятый, Анатолий, родился в Успеновке. В деревне была школа-четырехлетка. Затем детей отправляли в интернат в Алгаче.
Аверьян Лукьянович трудился в колхозе, где за работу ему ставили трудодни, а в конце года выдавали зарплату, которая зависела от урожая. Денег на большую семью, конечно же, не хватало. Но Авдеевы, чтобы прокормить детей, держали хозяйство: корову, коз, кур, уток. Супруги активно участвовали в художественной самодеятельности, ездили с агитбригадой в Алгач, Берёзовку.
Здесь прошло детство
Александр Авдеев, один из сыновей большого семейства, вспоминает, что местные жители в те далекие времена в основном занимались сельским хозяйством и животноводством, выращивали пшеницу, овес, гречиху.
Деревня, по его словам, была растянута примерно на 1,3 километра. На центральной улице насчитывалось 25 дворов. Десять семей, среди них Глазковы, Антоновы, Логиновы, Рытовы, жили на берегу реки Зеи, там находилась сплавная пристань, и они работали на сплаве леса в Алгаче.
По Зее в те годы ходили теплоходы «Топаз», «Алмаз». В деревне были магазин (новый построили в 1968 г.), молокозавод, животноводческая ферма, машинотракторный парк, электростанция, которая работала только до 24 часов, кузница, клуб, где по вечерам показывали кино, изба-читальня, птицеферма, здание сельского совета. На деревянной двухэтажной мельнице мололи муку. Зерно хранили на зерновом дворе, который был в конце деревни.
«Недалеко, на бугре, была построена деревянная начальная школа – четырёхлетка, – рассказывает Александр Аверьянович. – Там работала учительница Елена Ефимовна Латыш (Глазкова). Школа была маленькая: две классные комнаты, библиотека, учительская, коридор. Отапливалась печкой. Дрова хранились в сарае, который стоял во дворе. В одном кабинете обучались первый и третий классы, в другом – второй, четвертый.
Учеников насчитывалось всего 40 человек. Учебники в то время выпускали не очень красочными. Писали мы ручками с пером, поэтому носили с собой чернильницу-наливайку. Часто чернила разливались, так как конструкция парты была с наклоном.
Основные предметы, которые мы изучали: родная речь, математика, русский язык, чистописание. Очень весело проводили в школе Новый год и другие праздники, участвовали в театрализованных сценках. На уроках физкультуры играли в лапту, пекаря, в свободное от учебы время – в «войнушку», строили в лесу шалаши и землянки».
Столовой при школе не было, но ребятишкам давали чай. Школьная ограда находилась рядом с усадьбой Лукьяна и Федосьи Авдеевых (дедушка и бабушка Александра Авдеева). В огороде у них возвышался колодец-журавль, из которого брали воду для школы. Школьники помогали пожилым людям по хозяйству, копали картошку.
В озере неподалеку жители ловили щук, карасей, в лесу водились косуля, заяц, белка, глухарь, тетерев, а на Успенской сопке жила семья орлов.
Во время откачки меда школьников отправляли помогать на пасеку, которая была неподалеку от села.
Добраться до Овсянки и Сиана тогда можно было с большим трудом, дорога в рытвинах и ухабах.
Когда в 1966 году Успеновку собрались объединять с Сианом, жители стали разъезжаться по окрестным деревням (Алгач, Чалбачи, Овсянка, Сиан). В мае 1966 года семья Авдеевых тоже перебралась в Сиан, так как Аверьяну Лукьяновичу предложили работать председателем Сельского совета.
«Из Сиана я не раз приезжал в Успеновку. Было горько смотреть, как на моих глазах происходит разрушение деревни. Закрылся молокозавод, были перевезены животноводческие фермы. Жители сопротивлялись, не хотели покидать Успеновку, потому что она находилась в очень красивом месте. Но реальность такова, что люди были вынуждены из-за работы перевозить свои дома в Сиан. Так постепенно опустело место, где прошло мое детство», – говорит Александр Авдеев.
Школьная жизнь
Вот как вспоминала о своей жизни в Сиане и Успеновке учитель Елена Глазкова.
«До 1950 года я работала в селе Сиан, жители которого в основном трудились в колхозе «Знамя коммуны».
Жили очень бедно. Мальчики ходили в брюках, сшитых из холщовых мешков. Их окрашивали в коричневый цвет луковым отваром.
В школе было две классные комнаты. Две учительницы работали в одну смену. Каждая занималась сразу с двумя классами. У одной 1, 3 класс, у другой – 4, 2 класс. Наполняемость классов была большая – до 25-30 человек».
Потом по семейным обстоятельствам Елене Ефимовне пришлось переехать в Успеновку Сплавную, которая находилось в километре от деревни Успеновка. Здесь население занималось заготовкой и сплавом леса. В школе было четыре класса и два учителя.
В 1953 году, во время большого наводнения, затопило поля, покосы, унесло много заготовленного леса. В Успеновке Сплавной смыло несколько домов. Остальные были полуразрушены. Семьи из Сплавной стали перевозить в Алгач. Детей школьного возраста значительно уменьшилось. Но их нужно было где-то обучать. Поэтому для школы построили одноквартирный домик.
«Наших сплавнинских учеников по просьбе председателя колхоза часто отправляли на уборку свеклы, капусты, моркови. Прямо в поле привозили свежеиспеченный хлеб. Дружная компания съедала все до последней крошки», – говорит Елена Глазкова.
В 1956 году снова случилось большое наводнение. И тогда в Алгач перевезли почти всех. В Сплавной осталось всего три-четыре семьи.
«Меня и учеников перевели в Успеновскую школу с двумя учителями на четыре класса, – продолжает Елена Ефимовна. – Работать приходилось в две смены, потому что классная комната была только одна. В деревне работал магазин от райпо. Но в нем зачастую не было самого необходимого. Из-за отсутствия света приходилось запасаться лампами, но существовали бесконечные перебои и со стеклами к лампе, и с фитилями, и даже с керосином. Тетради, учебные принадлежности в магазин не поступали. Всё это учителя закупали в других селах на свои деньги, в том числе и учебники».
Учителя Елена Глазкова и Идея Оленникова проработали в Успеновке (колхоз «Волна») до 1965 года. А когда успеновский колхоз «Волна» объединили с сианским колхозом «Знамя коммуны», центр сделали в Сиане, куда стали перевозить людей.
Школьников становилось меньше и меньше. Идея Михайловна переехала с семьей в Овсянку. Елена Ефимовна осталась одна. Работала с тремя классами в полторы смены.
«Дети тогда были очень послушные, – рассказывает она о своих учениках, – кино в деревню привозили редко, и когда за неуспеваемость или провинность я говорила, что ученик не пойдет в кино, он очень огорчался, но на сеанс не приходил, ведь учитель не разрешил».
Вскоре из колхозов «Знамя комунны» и «Волна», организовали Сианский совхоз. Успеновку признали неперспективной, почти все семьи разъехались. В 1971 году учителя Елену Глазкову перевели в Чалбачинскую начальную школу.
Сегодня место, где когда-то стояла Успеновка, заросло бурьяном и лесом. Осталась только память…
Марина Тишкова.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...