Сцилла и Харибда для гидроэнергетиков

12 сентября состоялась видеоконференция на тему “Наводнения и роль гидростанций в борьбе с ними”. В мероприятии приняли участие руководители и представители Зейской и Бурейской гидроэлектростанций, Бассейнового водного управления, Дальневосточного управления ростехнадзора, Департамента Росгидромета, регионального центра мониторинга гидроузлов. Собравшиеся рассказали журналистам о мерах, предпринятых в период аномального паводка, и ответили на их вопросы.
Руководитель Департамента Росгидромета по Дальневосточному федеральному округу Александр Гаврилов рассказал о состоянии гидрологической обстановки и причинах аномального паводка. По словам руководителя, сложившаяся ситуация в этом году “была неординарная”. В первую очередь это вызвано обильными осадками. В некоторых районах выпавшие в июле–августе дожди значительно превышали годовую норму. Кроме того, из-за многоводного лета минувшего года водохранилища ушли в зиму с большими запасами воды. Вдобавок ко всему зима выдалась многоснежной и с наступлением весны водохранилища стали заполняться.
Паводок же начал формироваться на обширной территории и захватил практически всю Амурскую область. Приточность в Зейское водохранилище достигла 11,7 тысячи кубометров в секунду, и если бы не плотина гидростанции, считает Александр Васильевич, “вся поступающая вода транзитом пошла вниз по реке”. “Наложившись” же на высокий уровень воды в бассейне рек Амурской области, превысила бы максимальный уровень нынешнего паводка в районе Благовещенска примерно на метр.
Таким образом, подытожил главный метеоролог ДФО, гидростанции с успехом выполнили свою защитную функцию и уберегли территорию от более масштабного наводнения.
Предсказать паводок при нынешнем уровне развития метеорологии практически невозможно. В любом случае прогноз будет только вероятностным.
Директор Зейской ГЭС Ирина Савельева привела хронологию событий, начиная с октября 2012 года.
Благодаря предпринятым усилиям к апрелю удалось создать “резервную ёмкость” водохранилища в объёме свыше 29 кубических километров. Но из-за обильных осадков уже к 20 июля была достигнута отметка нормального подпорного уровня (315 метров). 1 августа, по достижении отметки 317,5 метра, были начаты холостые сбросы.
17 августа, напомнила Ирина Дмитриевна, уровень водохранилища достиг отметки 319,3 метра и в соответствии с правилами использования водных ресурсов водосброс должен был быть увеличен до 7,5 – 11 тысяч кубометров в секунду, но на правительственной комиссии было принято решение о режиме сработки в объёме 5 тысяч кубометров в секунду.
С уменьшением притока уровень водохранилища постепенно снижается и как только подойдёт отметка 317,5 метра, все затворы водосливной части плотины будут закрыты. Правда, прошедшие в конце минувшей недели дожди увеличили приточность, и возможно, что сроки будут скорректированы.
Андрей Макаров руководит Бассейновым водным управлением не первый год, и наверняка ушедшее лето останется в его памяти как одно из самых драматичных по накалу страстей. БВУ вырабатывает рекомендации по сработке водохранилищ в соответствии с Правилами использования водных ресурсов, но минувшим летом пришлось принять непростое решение, отступив от требований этого документа.
– Руководствовались соображениями минимизации ущерба, – говорит Андрей Валентинович.
Наверняка те, кто принимал это решение, здорово рисковали, поскольку никто не мог точно сказать, в каком объёме и как долго будет продолжаться приток в водохранилище. Как известно, подъём воды остановился в нескольких сантиметрах от критической отметки. А если бы не остановился?
По расчётам специалистов, если бы не плотина, то уровень воды в районе города Зеи был бы на 4-5 метров выше, чем он наблюдался при максимальных объёмах сброса нынешним летом.

Вопросы журналистов были из числа тех, что у всех на слуху. Наверное, это объяснимо, поскольку обычно спрашивают то, что больше всего интересует читателей или телезрителей. Скажем, вопрос увеличения гидрологических постов в притоках водохранилища поднимался ещё после водосбросов 2007 года. Был он задан и на этой встрече. Как выяснилось, посты были ликвидированы ещё в 80–90-е годы. За прошедшие шесть лет их число увеличилось, но незначительно, хотя в 2007 году тема финансирования строительства постов наблюдения активно обсуждалась.
Как пояснил Александр Гаврилов, есть планы восстановления постов. Так, на Гилюе был установлен гидрологический пост, работающий в автоматическом режиме, хотя для полноценного мониторинга нужно охватить такими постами максимальное количество хотя бы самых значимых рек и ручьёв, впадающих в водохранилище. Правительству же дано задание разработать программу создания сети постов гидрометеорологических наблюдений.
– Что нужно сделать для того, чтобы не повторялось больше таких последствий? – прозвучал вопрос.
Наверное, на такой вопрос просто невозможно ответить однозначно, поскольку такие значительные потопы случаются (по мнению метеорологов) один раз в 300 лет. По мнению руководителей, в той ситуации, которую мы ещё до конца не пережили, всё сделано так, чтобы выйти из неё с минимальными потерями.
А можно ли было начать водосбросы, не дожидаясь пиковой ситуации? Специалисты утверждают, что это чревато негативными последствиями для плотины. Но есть и ещё один момент. Если начать сбрасывать воду заблаговременно, то никто не даёт гарантии, что высокая приточность сохранится и впредь. Уйдёшь в зиму с предельно низким уровнем водохранилища – по головке не погладят. Накопишь воду до высокого уровня, а затем придётся открывать водосливную часть “на полную катушку” – Следственный комитет учинит проверку и нет гарантии, что всё обойдётся. А гидроэнергетикам нужно умудриться пройти между Сциллой и Харибдой.
Григорий Филатов.
Фото автора.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...