Мы из СССР!

Леонид Кожевников в командировке в Госплан СССР по вопросу создания электрокотельной для п. Берегового. 1976 г.
В 1920 году английский писатель Герберт Джордж Уэллс встретился с Владимиром Лениным, который поделился с ним о планах по преобразованию страны. Герберт Уэллс назвал Ленина “кремлевским мечтателем”, а позднее написал книгу “Россия во мгле”. На самом деле после двух войн так и было. Через 14 лет писатель повторно посетил СССР и был восторженно удивлен свершившимися преобразованиями.
22 декабря 1920 года состоялся VIII съезд Советов народных комиссаров, на котором принят исторический план ГОЭЛРО (государственный план электрификации России). Для вновь образованного государства СССР, наряду с другими направлениями развития страны, основополагающим являлось развитие энергетики. Существующие генерирующие мощности на период 1916 года в царской России выработали всего 4,73 млрд кВт/ч. Для сравнения: Зейская ГЭС вырабатывает 4,91 млрд кВт/ч.
В феврале 1920 года для разработки плана создана комиссия, в состав которой вошли 19 ученых Российской академии наук (РАН) и инженеров. Всего в комиссии состояло 200 сотрудников, из которых 40 % специалистов-практиков были подобраны со всей территории России.
VIII съезду представлен план, содержащий 600 страниц, в нем были предложения по строительству энергетики и созданию промышленности для всех регионов СССР до 1935 года. К 1930 году все запланированные показатели были выполнены, производство промпродукции возросло на 85 %, а выработка электроэнергии возросла в четыре раза. Решением правительства страны всем членам комиссии была присвоена ученая степень без защиты диссертации (комиссия ранее была преобразована в Госплан СССР). С 1930 года в СССР в основном использовалось только отечественное оборудование, то есть был достигнут технологический суверенитет.
Следует отметить, что созданная база на период 1930 года позволила приступить к индустриализации всей страны, за 1930 – 1940 годы введено в эксплуатацию более 7 800 заводов, из них 1 600 крупных. Примером может служить г. Комсомольск-на-Амуре, в 1932 году у села Пермское высадились первые строители, а уже в 1934 году на стапелях судостроительного завода заложена подводная лодка, с аэродрома авиационного завода взлетел первый стратегический бомбардировщик ТБ-2. К 1942 году построено десять заводов, в том числе нефтеперегонный, “Амурсталь”, “Амурлитмаш”, три ТЭЦ и другие. Возведены нефтепровод Сахалин–Комсомольск–Хабаровск, железная дорога Хабаровск–порт Ванино и город Комсомольск-на-Амуре.
Технологическое развитие неразрывно было связано с созданием новой образовательной системы от школы до института. Провозглашен лозунг “Кадры решают всё”. За короткое время создано более 600 вузов, около 4 000 техникумов, открыто более 2 400 ПТУ, причем с базами для получения трудовой практики. По количеству подготовки инженеров Советский Союз превзошел США в 2,5 раза. Высокие темпы развития были продемонстрированы академической наукой. Позднее президент США Джон Кеннеди дал оценку советскому образованию: “русские обошли нас за школьной партой”.
В Советском Союзе большое внимание уделялось развитию культуры, образования, информационной политике, издательству технической литературы, периодических техизданий, в том числе для детей и молодежи. Чего стоят журналы “Конструктор”, “Юный техник”, “Сделай сам”, “Техника молодежи”, “Радио” и многие другие. Они вовлекали в творческий процесс всех желающих. Недаром японцы очень ценили наши журналы и использовали их в своей работе. А 15-томная Энциклопедия машиностроения?! Да по ней можно было сконструировать завод, такая точная и подробная информация давалась в книгах.
К сожалению, в сегодняшних реалиях “сильные мира сего” делают другие выводы. Например, Герман Греф на Петербургском экономическом форуме выразил, надеюсь, своё личное мнение, что грамотные люди не нужны, они опасны: “Зачем учить? А как мы будем управлять этим обществом?”, при этом сослался на еврейское учение.
Мне пришлось учиться в советской школе в 50-х годах, она определила моё дальнейшее образование и мою судьбу. В 1 класс я пошел в Дамбукинскую среднюю школу в 1952 году. В поселке в то время были Дом пионеров, начальная и средняя школы. Работали различные кружки, но меня привлекал кружок физики, которым руководил Иван Михайлович Дурнайкин. Во время занятий мы сами изготовляли различные аппараты: электродвигатели, трансформаторы, радиоприемники, радиостанции, усилители, собирали различные схемы. Все это и определило мою дальнейшую профессию.
После окончания техникума был призван в Вооруженные силы, в ракетные войска стратегического назначения на Чукотке. Служил три года на электрической станции, последние два года – начальником службы линий и подстанций. Армия также готовила кадры для народного хозяйства, поскольку в то время все объекты в армии содержались военнослужащими срочной службы. После демобилизации военнослужащие устраивались на работу, многие по приобретенным в армии профессиям. Должен сказать, что у офицеров была высокая профессиональная подготовка, в том числе знание народного хозяйства. Мой начальник, старший капитан Олег Шестаков имел два высших образования, позднее ушел на научную работу, в течение трех лет по два часа в день он читал нам лекции по электроэнергетике. После демобилизации все мои сослуживцы стали энергетиками, а двое в последующем получили степень докторов наук. Позднее я окончил Комсомольский-на-Амуре политехнический институт, трудовой путь начал мастером электрохозяйства завода “Амурсталь”, переехал на свою родину в п. Дамбуки, где работал начальником электростанции, главным энергетиком, с 1991 года – директором Северных электрических сетей, в энергетике работаю и сейчас. Общий стаж в отрасли – 58 лет.
Поздравляю с праздником – Днем энергетика – своих коллег, всех тех, кто создавал советскую энергетику, результатами труда которых мы пользуемся и сегодня.
Леонид Кожевников, заслуженный энергетик Минэнерго.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...