Бизнес становится убыточным

Проблеме пассажирских перевозок было посвящено селекторное совещание, прошедшее под председательством губернатора Александра Козлова. В его работе приняли участие министр транспорта и строительства Амурской области Андрей Тягло, представители транспортных компаний, надзорных органов, силовых структур и главы муниципальных образований.
Для Зеи этот вопрос не так актуален, как для района, а потому корреспондент “ЗВ” побывал в администрации Зейского района, где проходил видеоселектор.
В начале обсуждения этой серьёзной проблемы губернатор подчеркнул: “Эффективная работа транспорта – это залог успешного развития региона и социальной стабильности в обществе”.
Сила в единстве?
Понятно также, что транспортная инфраструктура – это не только рабочие места, но и поступление налогов в бюджеты всех уровней. Александр Александрович предложил участникам совещания обсудить ключевые моменты проблемы и найти реальные пути выхода из сложившейся ситуации. А то, что ситуация непростая, было очевидно ещё до начала обсуждения.
Губернатор в прошлом году побывал практически во всех районах Приамурья, на месте оценил обстановку и дал главам муниципальных образований, а также профильным министерствам поручения. В их числе была обозначена проблема организации пассажирских перевозок. По мнению Александра Козлова, ряд глав муниципальных образований не уделяет этому должное внимание. Как следствие – банкротство транспортных предприятий и коллапс организованных пассажирских перевозок. Но природа не терпит пустоты: на место выбывших легальных перевозчиков приходят перевозчики нелегальные. Последствия этого ощутили все муниципальные образования Приамурья, включая его столицу.
Если вести речь о пресечении деятельности нелегалов, то для достижения успеха необходимо сотрудничество административных, надзорных и правоохранительных органов. Только тесное взаимодействие и целенаправленная работа могут принести желаемый результат. Но в борьбе с нелегалами не всё так просто.
Как пояснил губернатор, с мест от жителей поступают жалобы на порой чрезмерное рвение контролирующих органов. В результате рейсовые автобусы могут останавливать на пути следования и подвергать длительным проверкам. Наверное, это можно сделать в пунктах отправления, чтобы не нервировать понапрасну людей.
Автобусный парк стареет
Министр транспорта и строительства Амурской области Андрей Тягло рассказал, что для перевозок по территории региона используется свыше тысячи единиц пассажирского транспорта различной вместимости. Он напомнил, что в соответствии с законом главы муниципальных образований обязаны организовать на подведомственной им территории транспортное обслуживание населения. Вместе с тем отметил, что далеко не все и не всегда исполняют свои полномочия должным образом. Не везде своевременно защищаются тарифы на пассажирские перевозки, сводя всё к индексации. Но индексация только усугубляет ситуацию: убытки накапливаются, и, в конечном результате, всё заканчивается банкротством.
Министр выразил озабоченность по поводу катастрофически стареющего парка пассажирского транспорта.
– Если дело так пойдёт и дальше, – посетовал он, – то года через два-три не на чем будет возить пассажиров.
Но, как и у глав муниципальных образований, его головная боль – нелегальные перевозчики. Нелегалы, отметил министр, вытесняют с рынка законопослушных перевозчиков, которые несут значительную социальную нагрузку – обслуживают социально незащищённые группы населения. Вместе с тем, заметил министр, многие главы муниципальных образований говорят о наметившейся тенденции роста нелегальных перевозок. Но, считает он, серьёзная, целенаправленная работа по пресечению нелегальной деятельности нигде не проводилась. Порой тому мешает несогласованность действий различных ведомств. Крайне мало составляется протоколов на нелегалов, да и то большинство из них составлено на территории Благовещенска. Безнаказанность же порождает ощущение вседозволенности. Хотя и штрафы зачастую не препятствуют этой деятельности.
Пока поддерживают
Селекторное совещание продолжалось около полутора часов, и, естественно, не все главы муниципальных образований получили возможность рассказать о наболевшем. Но характерно то, что при всей разнице ситуаций в районах Амурской области прослеживаются и черты общего порядка. Рассказывая о проблемах организации пассажирских перевозок, главы не могли обойти вниманием вопрос снижения доходов тех, кто осуществляет эти самые перевозки. Наверняка причин здесь несколько, включая и рост числа автомобилей, которые находятся в частной собственности, но практически все говорили о росте нелегальных перевозок и о том, как непросто в условиях сельской местности прищучить тех, кто занимается безлицензионным извозом. Пропорционально росту активности нелегалов падают доходы от легальной деятельности. Бизнес становится убыточным, и предприниматели, выигравшие конкурс, начинают отказываться от работы.
Так, по данным, приведённым в справке администрации Зейского района, существует два социально значимых маршрута, которые убыточны. Это маршрут № 120 Зея – Гулик и № 564 Зея – Сиан. Только за прошлый год обслуживание гуликского направления принесло предпринимателю убытки в размере 79 тысяч рублей, а убытки сианского рейса составили 156 тысяч рублей. Очень серьёзная ситуация складывается на маршруте Зея – Поляковский. Для того чтобы привлечь желающих обслуживать убыточные маршруты, из бюджета района выделяются средства на компенсацию части затрат. Очевидно, что ситуация была бы не столь драматична, если бы не активность нелегалов. Характерно, что практически все они хорошо известны.
Григорий Филатов.
Фото автора.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...