Ему с три короба наврешь...
Чтобы стать жертвой грабежа – необязательно выходить тёмной ночью в безлюдное место. С развитием технического прогресса преступник и жертва могут встретиться... не выходя каждый из своих домов.
О телефонном мошенничестве, в результате которого человека заставляют отдать N-ную сумму кровно заработанных неизвестному аферисту, говорилось не раз. Наверное, нет такого пользователя сотовой связи, кто, услышав об очередном подобном случае, про себя не подумал: “Шито белыми нитками, меня-то на этом точно не проведёшь”. Так же думала и жительница Зеи, пенсионерка Татьяна К. До того момента, как...
Звонок мобильного телефона прорезал тишину квартиры. Татьяна Ивановна живёт одна, дочь с зятем – отдельно, внук – в армии. На дисплее высветился незнакомый номер, но для пенсионерки это не удивительно: как бывшей учительнице, ей часто звонят ученики справиться о здоровье, поздравить с праздниками. Она нажала клавишу приёма вызова.
“Бабушка, – услышала в трубке взволнованный голос, как ей показалось, внука, – у меня несчастье. Была драка, я ударил молодого человека, тот упал затылком на острый штырь и умер. Меня посадят. Но следователь говорит, что дело можно закрыть, если в течение получаса отправить ему деньги. Сейчас я дам трубку следователю”.
Не дав опомниться, в разговор вступает “следователь” – молодой мужчина с очень приятным и спокойным голосом. Этот голос, говорит сегодня Татьяна Ивановна, она из тысячи узнает. Следователь подтверждает правдивость слов “внука” и соглашается “хотя бы” на пятнадцать тысяч рублей (пенсионерка всё же!) – только сразу. Спрашивает, как далеко от дома пенсионерки находится банкомат, повторяет, что времени нет, деньги надо перевести прямо сейчас, иначе... Про это “иначе” Татьяне Ивановне думать страшно, в голове одна мысль – быстрее помочь родному человеку, попавшему в беду. Про то, что с неё требуют взятку (окажись всё правдой), а значит, бежать надо не в банк, а в полицию, ей тоже в голову не пришло.
“Я не знаю, что это было за состояние, и как у них получилось полностью лишить меня разума. Всегда знала, что в таких случаях надо положить трубку, перезвонить родным, удостовериться в ситуации. Но в тот момент я была как зомбированная”, – тяжело вздыхает женщина.
Чтобы “не оставлять пожилого человека один на один с бедой”, “следователь” сопровождал её по телефону целый час, пока она послушно несла деньги в банк и переводила на незнакомый номер. Дай он хоть пару минут передышки, и сознание, возможно, вернулось бы. Но он не давал ей опомниться, вкрадчивым голосом вёл беседу о случившемся, успокаивал и... вёл в банк.
“Ну всё, – радостно сообщили на том конце провода, как только она нажала клавишу “отправить”, – теперь можете спокойно возвращаться домой. Внуку ничего не грозит”.
Всю обратную дорогу до дома Татьяна Ивановна была сама не своя. Разом прийти в себя заставила реакция на её рассказ дочери и зятя. “Как ковш холодной воды вылили, – признаётся пенсионерка, – мгновенно вся картина перед глазами – да так ясно. До сих пор не понимаю, как и чем мошенники смогли так легко и нехитро меня провести. Когда обратилась в полицию, там только схватились за голову со словами “сколько же можно?”. Значит, многие становятся такими же жертвами собственной доверчивости. Деньги, в размере целой пенсии, безвозвратно потеряны. Одно успокаивает – с внуком, которому уже после позвонили, всё в порядке”.
О моральном состоянии тех, кто не гнушается грабить доверчивых пожилых людей, говорить не будем – Бог им судья. А вот о том, как не стать очередным “кроликом”, добровольно и покорно шагающим в пасть удава, напомнить стоит. Правило телефонных мошенников – в начале разговора выбить почву из-под ног у собеседника, лишить способности критически воспринимать ситуацию. Обычно для этого используется шокирующее известие о беде с кем-то из родственников. Действуют наобум, называя дочь, сына, внука... Из сотни неудач обязательно попадут на того, кто примет сообщение за чистую монету. А дальше – дело нехитрое, потому что жертва уже готова на всё. Как советуют психологи, в таких случаях, если получили извещение о беде с кем-то из родных, надо обязательно уточнить имя того, о ком сообщается. Более чем вероятно, что на этом разговор и завершится. Не поддаваться на провокации типа: “Ну и бабушка, имя внука не помнит!”, которыми вас заставляют первыми произнести имя. Если собеседник действительно осведомлён, имени он не знать не может. Далее. Не спешите делать никаких телодвижений, даже если вам оставляют ограниченные сроки на решение. Положите трубку. Перезвоните родным, знакомым, выясните, где находятся люди, о которых речь, – просто хотя бы на время разорвите связь с собеседником. Именно это отрезвляет и возвращает способность мыслить. И уже с посторонней помощью и трезвым разумом решайте, как поступать дальше. Помните, мошенники – отличные психологи и умело этим пользуются.
Лариса Федотова.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...