Нет времени воспитывать...

Проблему недостаточного общения родителей с детьми в последнее время отмечают многие. Все согласны, что воспитание ребёнка должно быть не только стихийным (воспитывает среда), но и целенаправленным: с ребёнком, в соответствии с его возрастом, надо играть, беседовать, вместе проводить время «просто так». Однако многие говорят, что на это последнее у них зачастую не хватает времени. Так ли это? Используем ли мы все возможности для общения? Два наблюдения, сделанные недавно, заставили задуматься над этим вопросом.
Наблюдение первое. Поезд дальнего следования. На одной из станций на соседних местах в купе располагаются моложавая бабушка, совсем юная мама и худощавый малыш лет пяти. Внешне – вполне нормальная, обеспеченная, благополучная семья. Короткие фразы по поводу вещей, сумки рассованы по своим местам, на полках появляется постель, а на столике – бутылка с водой и... два внушительной толщины сборника кроссвордов. Поезд трогается со станции, и взрослые углубляются в «интеллектуальные игры». Малыш предоставлен сам себе. Попытки развлечься самостоятельно (в виде лазания по полкам, выглядывания в коридор и дёргания штор) пресекаются коротко одним из вариантов: «Ты что – больной?», «Ну-ка сядь на место!» или «Сейчас получишь!». Не сплотил коллектив и общий ужин: фразы, отпускаемые в адрес ребёнка, были примерно те же. После ужина – снова кроссворды. Так прошло несколько часов, за окном начало смеркаться. Уставший ждать «чуда» ребёнок неуклюже располагается «калачиком» на подушке, всматриваясь в дверной проём. Внимания со стороны мамы и бабушки – ноль. Постепенно дрёма берёт своё, глаза закрываются, малыш засыпает. Наверное, с чувством полной ненужности родным людям.
Наблюдение второе. Зея. Тороплюсь на работу. Впереди молодой папа ведёт за руку в детский сад чадо примерно такого же возраста, что и попутчик в поезде. Судя по всему, они, как и я, торопятся: у отца, скорее всего, впереди – рабочий день. Но я всё равно иду быстрее, догоняю и обгоняю их. И слух на ходу улавливает: «Нет, гаечный ключ нам в этом случае не пригодится. Понимаешь, мы сначала должны поменять цепь, а потом...». Они шли рука в руке и обсуждали какую-то техническую проблему, может, ремонт велосипеда, а может, строительство корабля. Но какая, в принципе, разница? Они ОБЩАЛИСЬ. Даже этот короткий путь до детского сада был использован отцом для общения с ребёнком. Отец, целенаправленно воспитывающий наследника, и сын, для которого (больше чем вероятно!) при таком внимании отец останется авторитетом и личностью.
Нет времени воспитывать ребёнка? Так ли это? Всё познаётся в сравнении.
Лариса Федотова.
Фото автора.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...