Художники
Встретились на улице случайно еще в конце сентября, когда осень, вступая в свои права, рассыпала над городом конфетти багряных и желтых листьев. Анатолия Ефремова узнала издалека. Захотелось спросить, чем живет художник, как говорится, «чем дышит», какие строит планы. Анатолий Павлович предложил встретиться в детской школе искусств, где можно будет побеседовать и с Борисом Седовым, побывавшим нынешним летом на международном пленэре.
– Приходите, Борис много интересного расскажет, заодно и новые работы увидите, – пообещал мой собеседник.
Предложение принимаю с удовольствием. Договорились, что встретимся в первой половине дня, когда в кабинете художников не будет занятий.
В обновленной после ремонта школе тепло и уютно, из классных комнат доносятся звуки музыки. С удовольствием рассматриваю работы воспитанников художественного отделения школы – настоящая картинная галерея маленьких граждан города.
Борис Седов и Анатолий Ефремов встречают радушно. Удивительный народ эти художники, обладают потрясающей способностью, несмотря на все жизненные передряги, отдавать всего себя до капельки служению Его Величеству Искусству, и как им это удается?

На пленэре
О своей поездке на пленэр Борис Александрович рассказывает увлеченно, с удовольствием окунувшись в нахлынувшие воспоминания:
«В июне нынешнего года довелось участвовать в международном форуме «Изобразительное искусство Дальнего Востока», где приняли участие 15 российских и 18 китайских художников. Международный пленэр проходил в начале июня в Черемхово на творческой даче Амурской организации Союза художников России, куда съехались мастера из Хабаровска, Магадана, Биробиджана, Комсомольска-на-Амуре, Благовещенска и Лесозаводска, из китайских городов Хэйхэ и Пекина. Курировал форум секретарь Союза художников России Константин Кузьмин, а встречал гостей председатель Амурской организации Вадим Кондратьев.
Само слово пленэр в переводе с французского означает «на открытом воздухе», а пленэрная живопись – не элитарна, в ней все от природы, она способна возвращать время, пробуждать воспоминания. Черемхово запомнилось высоким обрывом над петляющей речкой Усть-Ивановкой, березовыми рощами, горами на горизонте. Время, проведенное в Черемхово за работой, пролетело быстро. Затем мы поехали в китайскую деревню Синь Шань, что в 80 километрах от Хэйхэ. Здесь нас разместили в гостинице. Надо отдать должное принимающей стороне – господин Чен так подобрал место, чтобы был интересный пейзаж и чтобы российские художники чувствовали себя комфортно.
Деревушка Синь Шань располагается в долине на берегу небольшой речки, где до сих пор многие крестьяне живут в глинобитных домах, правда дороги и тропинки бетонные, а в настоящее время ведется строительство кирпичных домов. Поразили порядок в деревне, ухоженные поля и сады, везде кипит работа, ни разу не встретили ни одного пьяного, ни одного полицейского. Китайцы – работящий народ, ложатся спать рано и также рано встают на работу. Удивило отношение к пожилым людям – бережное, трогательное, а еще невозможно было не заметить – радостные, улыбчивые лица и везде к нам доброжелательное отношение. Работалось легко и свободно, написал много этюдов, собрал большой материал для будущих картин.
В завершение пленэра нам показали Айгуньский музей, где был подписан мирный договор между Россией и Китаем, побывали в музее русского изобразительного искусства. Китайцы большое внимание уделяют нашему изобразительному искусству, работы русских художников пользуются большой популярностью. На мой взгляд, сейчас в Поднебесной настоящий художественный бум – строятся музеи, открываются выставочные залы, приобретаются картины русских художников. Дело в том, что они учатся у русских мастеров современному направлению и реализму. Китайские же художники пишут так, как их научил педагог, поэтому и работы отличаются друг от друга только школой, они хорошо копируют, но в полотнах нет того, что есть в работах русских живописцев – нет откровения и нет души.
Когда открывался пленэр, состоялось торжественное открытие выставки, где меня и Владимира Сунцова за успехи в творчестве и содействие развитию изобразительного искусства России наградили дипломами Союза художников России, а Анатолия Ефремова – бронзовым нагрудным знаком «Духовность, традиции, мастерство».
Работа на пленэре принесла творческое удовлетворение, позволила почувствовать особенности наших культур, поучиться друг у друга чему-то новому, получить удовольствие от общения с единомышленниками и друзьями».
В ближайших планах художника – выставить работы, которые вернутся из Харбина.
Кстати, картина Бориса Седова «Пора подснежников» приобретена министерством культуры Китая для одного из музеев Поднебесной.
Осень – время подведения итогов
«Этот год был очень удачным по отношению к прошлым годам, – начал свой рассказ Анатолий Ефремов, – в связи с выходом на пенсию появилось свободное время, позволившее подготовиться к персональной выставке, которая проходила в январе-феврале в Благовещенске. 90 работ разной тематики заняли полный зал. Эту выставку смотрели не только рядовые зрители, но и профессиональные художники из Москвы и Благовещенска. Их замечания и пожелания наиболее ценны для меня. Участие в этой выставке дало мне четкое направление в живописи, я понял, что первый творческий этап закончился и наступает следующий, более сложный, где уже должны быть более серьезные композиции и работы, несущие определенную эмоциональную и философскую нагрузку.
Уходящий год для меня стал богатым на выставки. В феврале-марте принимал участие в выставке художников Дальнего Востока на Сахалине, в апреле-мае – в Благовещенске, в мае еще две работы экспонировались в государственном музее города Хэйхэ, а на международной выставке, проходившей в Хэйхэ и Харбине, представлялись семь моих работ. На республиканской выставке во Владивостоке «Корабли и море», в которой принимали участие художники со всей России, экспонировались две мои работы. По итогам этой выставки будут изданы каталоги. Прошедшим летом побывал в Новороссийске, там же принял участие в выставке, посвященной юбилею города. Последняя выставка, где я принимал участие, проходила в Благовещенске и была посвящена 30-летию Амурской организации Союза художников России.
Что в планах? Прежде всего – участие в зональной, а затем в республиканской выставках, а для этого необходимо много работать. Сейчас с удовольствием читаю Библию. Я не религиозный человек, но христианская философия меня волнует, поэтому буду работать в этой теме.
Устраивать персональные выставки в городе нам уже не интересно. Знаете почему? Они никому не нужны. Во-первых: зрители не подготовлены, им не интересна современная живопись, где используется техника импрессионистов, сюрреалистов, различные новшества. У нас люди привыкли смотреть картины и оценивать их с точки зрения «похоже-непохоже». Но они забывают, что есть еще и современное, авангардное искусство, где художники думают другими категориями, мыслят по-другому и их работы намного интереснее, потому что они несут определенное настроение, философию. Кроме того, такие полотна заставляют думать, а не только наслаждаться увиденным.
Во-вторых, для того чтобы устраивать персональные выставки, необходима финансовая поддержка. Сами посудите: для доставки картин в галерею нужен автотранспорт, грузчики, которые бесплатно работать не будут, необходимо выпустить буклеты, афиши и так далее. А мы знаем, что такой поддержки ни с чьей стороны не будет».
В этом году Амурской организации Союза художников России исполнилось 30 лет. К юбилею организации в центральном выставочном зале Благовещенска проходила выставка «Еще не осень», на ее закрытии 6 ноября юбилейными медалями награждены члены Союза художников России Анатолий Ефремов, Борис Седов и Владимир Сунцов.
Татьяна ТАРАСОВА.
Фото автора.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...