В антракте

В рамках благотворительной программы РусГидро "Парус надежды" при финансовой поддержке Зейской ГЭС в Зее 28-29 октября прошли гастроли Амурского областного театра драмы. Взрослые смогли посмотреть мистический дивертисмент "Ночь перед Рождеством" по одноименной повести Николая Гоголя, а маленькие зрители - сказку "Огненный принц".

"Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа...".

 

Белые украинские хаты в голубом сиянии месяца. На сцене "Энергетика" спектакль по повести Н. Гоголя "Ночь перед Рождеством". Пересказывать его содержание нет смысла. Эта повесть известна всем еще со школьной скамьи. А вот узнать впечатление зрителей о спектакле...

После первого действия в антракте в соседнем ряду жаркая полемика. Спорят двое. Назовем их так: "Литератор" и "Зритель".

- Очень артистичное исполнение, хорошие декорации. То есть Гоголь, который нам известен с детства, здесь оживает в красках, танцах, постановке, - говорит Литератор.

- Ни в душу, ни в голову не "пробивает", - возражает Зритель.

- А что, нужны какие-то страдания? - парирует оппонент.

- Но ведь должны же хоть какие-то эмоции пробиваться в зал?! Я смотрю на зал, а он какой-то "мертвый". Нет главного - сопереживания! - горячится Зритель.

- А кто у нас в Зее хоть когда-то сопереживал на спектаклях, да и чему тут сопереживать?

- В отношении зейских зрителей - вы зря. Сопереживают и еще как! А вот на этом спектакле - полнейшее равнодушие.

- А чему тут сопереживать?

- Вот видите - нечему! Посмотрите, зрители не реагируют даже на шутки героев пьесы!

- Режиссер замечательно отнесся к тексту. И в этом огромный плюс постановки. Они хорошо преподносят авторскую речь.

- В вас говорит литератор, поэтому и разбор пьесы чисто с литературной точки зрения.

- Мы смотрим иллюстрацию литературного произведения. Так и должно быть!

- Да, но нам хочется быть зрителем: волноваться за героев, эмоционально воспринимать какие-то события. А тут смотришь в какой-то полудреме...

- Но ведь это вам ни "Шинель" и не "Нос"! Это - сказка.

- А мне нравится! - вступает в полемику рядом сидящая женщина, - Гоголь, по крайней мере, не искажен. Я пришла сказку посмотреть, а не триллер или боевик какой-то.

- Я слушаю дыхание зала и вижу, что он не "дышит". Все притихли, потому что находятся в некотором недоумении, - возражает Зритель.

(И тут он прав. В первом действии реакция зрителей нулевая).

Услышав полемику Литератора и Зрителя, в обсуждение вступает еще одна зрительница:

- А мне нравится! Мне нравится, как играет Владимир Матвеев. Несмотря на свой возраст, посмотрите, как он хорош в этой роли! А Императрица (актриса Анна Лаптева) - это же чудо!

- Да нет, суть вопроса в том, как материал адаптирован к сегодняшней жизни, - поясняет Зритель.

- Очень хорошо! Нам этого не хватает. Надоели боевики, любовные треугольники, глупые комедии, триллеры, а здесь сидишь - отдыхаешь!

- Ну да, - иронично соглашается Зритель, - здесь сидишь да и сидишь, глядишь да и глядишь...

- По крайней мере, забываешь на какое-то время, что дома надо массу дел переделать, - откликается на иронию Литератор.

- А о чем думаешь? - не унимается Зритель, - ни о чем не думаешь!

- Театр как театр, - не сдается Литератор, - просто смотришь классическое произведение и все! Мы пришли в театр!

- В театр ходят знаете за чем? - не унимается Зритель, - за эмоциями! А когда сидишь, и никаких эмоций - это уже не театр!

- Ну так вызовите в себе эмоции, - предлагает оппонент.

- А как? - недоумевает Зритель, - как я сделаю это, если меня здесь ничего не трогает, не волнует?! И, если судить по реакции зала, ни меня одного. Вы хоть раз слышали, чтобы кто-то засмеялся? Или раздались аплодисменты? А таких моментов по ходу пьесы было предостаточно. Реакция должна быть, а она как раз и отсутствует!

- Актеры приехали к нам сюда, к черту на кулички, по ужасной гололедице, и сразу с корабля - на бал, согласитесь, им после такой тяжелой дороги играть сложно, ведь они даже не отдохнули! - не сдается Литератор.

- Но ведь зритель не может впадать в сочувствие к актерам! Публике - подай! И ей не важно, устали они или нет, хорошее у них настроение или никуда не годится!

- Но ведь никто из зрителей не ушел! - выдвигает последний аргумент Литератор.

На этом мы и попрощаемся с участниками полемики. Тем более что антракт окончен и на сцене - второе действие спектакля, после которого зал провожает актеров овацией.

Юмор имеет одно немаловажное свойство - жить в определенном времени. Сейчас нам уже навряд ли покажутся смешными миниатюры, с которыми выступали в советское время такие мастера юмористического жанра, как Аркадий Райкин, Тарапунька и Штепсель (старшее поколение их прекрасно помнит), Геннадий Хазанов. А может быть, проблема в том, что устали люди от тревог, житейских неурядиц, несчастий, взрывов, катастроф (и в жизни, и на экране), потеряли веру и в себя, и в других. Замкнулись, захлопнулись, упаковав души в бронежилеты, а в результате отучились улыбаться, отучились впускать в себя радость, потеряли искренность и непосредственность.

Чего не скажешь о наших детях, которые искренне и от души пока еще умеют радоваться и сопереживать. На спектакле "Огненный принц" порой не могла решить, что мне доставляет большее удовольствие: наблюдать за сценическим действом или выразительными мордашками многоуважаемой публики. Реакция ребятни на игру актеров потрясающая. О чем сказка? Как и всякая - о добре и зле. О том, как в заколдованном лесу жили злая нечисть и украденный Бабой Ягой человеческий сын Иван, полный любви ко всему на свете. Даже мухоморами он любуется, потому что они красивые. И никак не может нечистая сила остудить его доброе сердце. Учит-учит его злу, да все напрасно: вместо ядов у него лекарство получается, вместо злобы - добро и радость. В финале, как и положено в сказке, происходит чудо: на смену злобе и коварству в сердца нечисти приходит любовь.

Вот так бы и в жизни...

Татьяна Тарасова.

Фото автора. 

"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник