Его главная школа – труд
Сомнения насчёт «туда ли попала» отпадают сразу же, как только открываю калитку: на распахнутой входной двери, ведущей из засаженного цветами дворика на веранду ухоженного дома, – большой плакат «С юбилеем!». Из дома доносятся голоса гостей, и на пороге, опираясь на палочку, появляется виновник торжества Николай Заболотин – 80-летний юбиляр с удивительно лучистыми голубыми глазами. Подумалось: такой распахнутый, исполненный какого-то внутреннего сияния, спокойный взгляд бывает, наверное, только у тех, кто привык жить по совести.
Николай Заболотин родился в селе Ивановка, что в Ивановском районе, но уже через некоторое время семья переехала в соседнюю Николаевку. «Мне было чуть больше двух лет, но память ясно сохранила картинку: подводы, гружённые вещами, бредущая следом привязанная к телеге корова», – вспоминает Николай Иннокентьевич. Школы в Николаевке не было, и первые четыре класса образования маленький Коля получал в Некрасовке – селе, расположенном в 18 километрах от дома. Каждый день: и в зной, и в мороз – ходил он туда и обратно с сухим пайком на день – куском хлеба, полученным матерью на колхозные трудодни. В тяжёлом 1943-м, когда хлеба на трудодни не дали ни грамма, учёбу пришлось оставить. Думали – на время, оказалось – совсем. И уже с 13 лет на всю жизнь его главной школой становится труд. Первая работа – в колхозной овчарне: кормил и пас 180 овец. Мать, ходившая за коровами, сына жалела – бывало, зимой сама воды из колодца-«журавля» ему в вёдра наберёт, чтобы, не дай Бог, не поскользнулся он в обледенелых, подшитых шкурой коней, валенках.
Весной работал в полеводческой бригаде, немного подрос – на плугах. Ему не было ещё и 17-ти, когда он впервые самостоятельно сел за рычаги трактора, а в 1954-м Николаю доверили и комбайн – новёхонький гусеничный. Правда работать на нём по целинным землям было хлопотно: цепи то и дело с гусениц слетали, приходилось тратить драгоценное время уборочной на ремонт. Однако это время работы на полях сегодняшний ветеран труда вспоминает с особой теплотой как лучший период в своей трудовой биографии. Как одного из лучших, его приглашали в Москву на ВДНХ. Но уже тогда пришлось Николаю Иннокентьевичу проявить ценную черту характера, которая осталась в нём на всю жизнь, – не соглашаться с неправдой и подлостью, даже ценой того, что дорого и привычно. Когда возник конфликт с управляющим, до боли было жалко любимой работы, но он твёрдо написал заявление об увольнении, и со словами: «Знаю, всё равно вернёшься» директор заявление подписал. Больше в сельское хозяйство Николай Иннокентьевич не вернулся.
Поворот

В ноябре 1961 года младшая сестра Николая Валентина вышла замуж за коренного жителя Зеи Николая Антипьева. Николай Заболотин вызвался помочь сестре с переездом. Так он впервые оказался в ставшем теперь родном северном крае. Очарованный здешними местами, уже в феврале Николай Иннокентьевич перевёз сюда собственную семью – жену и двоих малолетних детей. «Как приданое сестре», – смеётся юбиляр.
В отличие от сельскохозяйственного Ивановского района, в Зейском, где полей и пашен всегда было сравнительно немного, в трактористах и комбайнёрах недостатка не оказалось. Бульдозеристы в леспромхозы тоже не требовались, поэтому Николаю пришлось устроиться на пилораму – пилить плахи, тёс. Потом была работа в «Амурстрое», строительно-монтажном управлении, где за рычагами трелёвочного трактора он производил расчистку площадок под строительство домов в Зее, Тыгде. Вскоре началась большая стройка Зейской ГЭС, Николай Иннокентьевич выучился на электрика и электрослесаря третьей группы допуска и работал в управлении главного энергетика. Получил сначала четвёртый, а потом и пятый разряд и стал электрообмотчиком – ремонтировал электродвигатели.
«Работа ответственная, – рассказывает дочь Николая Заболотина Галина Фахрутдинова. – На стройке – всего два экскаватора, на которых завязано всё: при поломке двигателя в простое оказывались и техника, и люди. Ремонт должен быть сделан в самые кратчайшие сроки, ведь на стройку гидроэлектростанции смотрела вся страна!». О том, как справлялся с этой и другими профессиональными задачами Николай Иннокентьевич, говорят страницы его трудовой книжки: множество наград, грамот, поощрений. Ударника труда, победителя соцсоревнований четырёх степеней, его отправляли в Москву, где он окончил курсы газоэлектросварщиков, позже – экскаваторщиков. В 1978 году, когда стройка подходила к концу, Николая Заболотина позвали работать на ГЭС: начальник электроцеха искал хорошего обмотчика, и выбор пал на Николая Иннокентьевича.
«Перешёл в электроцех, смотрю – внизу будка и целая гора сломанных, сгоревших двигателей, работы – непочатый край! – вспоминает юбиляр. – Стал потихоньку разгребать, ремонтировать, так всю гору и переделал».
Где бы ни работал, Николай Иннокентьевич всегда к труду относился не только ответственно, но и творчески, с душой. Об этом говорят записи в трудовой о поощрениях за рацпредложения. Несколько раз он предлагал руководству идеи, благодаря которым предприятие получало экономию, повышая эффективность работы. Одно из таких предложений – передвижная электрокотельная, с помощью которой строили жилые дома посёлка Светлого. Котельная представляла собой вагончик с оборудованием мощностью шесть тысяч киловатт. Благодаря этой разработке не останавливалась работа по отделке внутренних помещений и в лютые морозы: вагончик подгоняли к дому, где шло строительство, подключали на время работ электрооборудование. По окончании работ передвижка переводилась к другому объекту.
Имея всего четыре класса школьного образования, но при этом – золотые руки, удивительно светлый ум, а главное – стремление всё делать по совести, Николай Заболотин на любом месте своей работы становился одним из лучших, везде был востребованным, без работы не сидел ни дня. Общий стаж его трудовой деятельности он знает наизусть: 52 года 10 месяцев и 22 дня.
Быть примером – главное достижение
Первой с 80-летним юбилеем Николая Иннокентьевича поздравила внучка Валентина – единственная в семье среди внуков-мужчин. Потом телефон не умолкал весь день.
В качестве основного подарка родные преподнесли юбиляру... «самый настоящий трон». Именно так было представлено удобное кожаное кресло с подлокотниками. Конечно же, в шутку, но насколько показательно: его любят, им гордятся, он – главный в большой и дружной семье.
«Мы отца всегда уважали и почему-то немного побаивались, хотя он на нас даже не крикнул ни разу, – вспоминает сын Сергей, – нашалим, бывало, и мама, как последний аргумент, скажет: вот подождите, придёт отец! И всё – действовало всегда. Такой авторитет! Отец никогда не злоупотреблял спиртным, не курил, был любящим и верным семьянином. Самому быть примером – лучшее воспитание для детей. Мама, агроном по профессии, заочно получила второе образование и работала в детском саде воспитательницей, и в нашем большом гостеприимном доме всегда было много ребятни».
Уже 12 лет Николай Иннокентьевич живёт один после смерти любимой жены Валентины. До последнего времени он сам сажал огород, держал хозяйство. Но и сегодня большая родительская усадьба не пустеет: здесь постоянно собираются родные для него люди, гнутся под тяжестью урожая в теплице помидоры, а за окнами веранды благоухающим разнообразием радует глаз множество цветов.
Он живо интересуется всем вокруг: выписывает и читает газеты и журналы, среди которых «Пенсионерская правда» и «Приусадебное хозяйство» – самые любимые. По информации прессы и телеканала «Агро ТВ» знает секреты получения хорошего урожая на приусадебном участке и новинки сельхозтехники. «На теперешних комбайнах что не работать? Кабина закрытая, производительность высокая», – вздыхает юбиляр, вспоминая, как доставались ему центнеры и тонны зерна в молодые годы.
Он разбирается в политике и спорте, очень переживает, когда видит обман и недобросовестность тех, кому вручена власть. А ещё Николай Иннокентьевич очень хорошо поёт. Правда всё больше – для себя. «Иногда подхожу к порогу, слышу – поёт наш дедушка, – слава Богу, думаю, значит, всё хорошо, – со слезами на глазах говорит дочь Галина Николаевна. – Он ведь нам так дорог, не представляю, как бы мы без папы жили!».
Лариса Федотова.
Фото автора.
«Перешёл в электроцех, смотрю – внизу будка и целая гора сломанных, сгоревших двигателей, работы – непочатый край! – вспоминает юбиляр. – Стал потихоньку разгребать, ремонтировать, так всю гору и переделал».
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...