Как и много веков назад...

Проходят года, века, меняется человеческая жизнь. Изменился ли сам человек, его сущность со времен мудрого древнегреческого Софокла? Стал ли он лучше, чище? Отнюдь нет, он все такой же, как и тысячу лет назад…
Борьба двух систем
Страшно подумать, сколько столетий минуло с той поры, когда древнегреческий драматург Софокл написал трагедию "Антигона", но и сейчас она остается актуальной. В ней долг и совесть сошлись в смертельной схватке. Кто или что победит и победит ли, и возможна ли вообще победа в данной ситуации? Кто прав? И насколько сильна бывает любовь?
Сюжет пьесы таков. Эдип, царь Фив, погиб. Два его сына договорились править по очереди, меняясь на троне каждый год. В конце первого года правления старший брат Этеокл отказался уступить место младшему – Полинику. Тот привел под стены родного города войска заклятых врагов. Этеокл и Полиник погибают в бою. Дядя братьев Креон против своей воли принимает правление на себя. Он повелевает похоронить героя Этеокла с почестями, а труп изменника Полиника бросить на растерзание диким зверям. Любой, кто осмелится предать его тело земле, – будет казнен.
Хотя, если по правде, еще неизвестно, кто из братьев подлее. Ведь Этеокл тоже замышлял отцеубийство, Полиник лишь опередил его. Только политическая игра привела к тому, что тело одного покоится в склепе, а тело другого клюют вороны. Дочь Эдипа – Антигона – решает похоронить своего брата, оставить тело не погребенным – страшный грех для родственников умершего. Креон пытается отговорить Антигону. В их споре сталкиваются несовместимые идеи о смысле жизни.
В противостоянии Креона и Антигоны выразилась борьба двух систем общественного бытия. Старой – управляемой неписаными, но непреложными правилами традиций, и новой – государственной, подчиненной закону. Ведомая чувством долга перед умершим братом, она сознательно идет на смерть, чтобы заявить протест против новой бесчеловечной логики жизни – моральный закон восстает против бездушной государственной машины. Креон, во имя правосудия, вынужден казнить племянницу, его сын Гемон – жених Антигоны – добровольно идет на смерть вместе с любимой. Эвридика, жена Креона, не выдержав гибели сына, перерезает себе горло.
Французский драматург Жан Ануй переписал пьесу на свой лад, осовременив ее, приблизив к нашему времени. Премьера состоялась в 1943 году в оккупированном немцами Париже.
Спектакль по пьесе Жана Ануя "Антигона" и был поставлен Зейским народным театром, премьера которого состоялась 23 апреля.

Отзвуки Древней Греции
Тревожная музыка с первых минут спектакля лучезарной радости и веселья не обещает. Лаконичные декорации настраивают на трагичность действа. Ворота древнего города Фивы – это скорее портал, через который происходит связь времен, через него выходят герои пьесы, шагнув в нынешнюю действительность.
Спектакль красочный. И в этом немалая заслуга художника-постановщика Сергея Голосова и художника по свету Сергея Злобина. Пожалуй, впервые в истории существования народного театра в постановке использовано много музыки, которая звучит почти на протяжении всего спектакля (звукорежиссер Павел Ужинцев), что делает постановку более ёмкой и эмоционально насыщенной. Замечательно смотрятся красочные костюмы, максимально приближенные к "моде" эпохи Древней Греции, выполненные Валентиной Лукиной, Тамарой Синдеевой и Ольгой Журавлевой.
Действующие лица и исполнители: Антигона – Надежда Киряева, Креон – Виктор Савельев, Гемон – Дмитрий Кузнецов, Исмена – Олеся Ерёменко, Эвридика – Елена Алексеева, Кормилица – Елена Климас, Хор – Сергей Логуненко, Вестник – Сергей Голосов, Стражники – Павел Романенко, Алексей Свояков, Глеб Самохвалов.
Как выяснится позже, скорее всего костюмы актеров и введут публику в заблуждение, вызвав некоторое недоумение и даже раздражение.
Мнения разделились
После просмотра спектакля публика из зала выходит молча. Оговорюсь сразу, что к Зейскому народному театру отношение зрителей особое. Не только уважительное, но и требовательное – слишком высока планка, которую в свое время он поднял. Нередко постановки режиссера театра Сергея Логуненко и игру актеров завзятые зейские театралы ставили на одну ступень с профессиональным театром.
Получился ли спектакль в этот раз, удалось ли режиссеру и актерам донести смысл и нерв пьесы – говорят зрители.
Интеллигентная дама бальзаковского возраста:
– Понравились и игра актеров, и декорации, и свет. Сначала немного резало слух, что в некоторых именах героев пьесы актеры ставили ударение не по общепринятым нормам. Но, может быть, так было задумано?
Симпатичная девушка лет 25-ти:
– Я ожидала большего. Сама по себе пьеса сильная, но спектакль, по сравнению с ней, мягко говоря, не очень. Явное противоречие заявленных костюмов и текста. Коробили слова, не соответствующие той эпохе: "сигареты", "застрелить", "закат, как на цветной открытке". Я уже не говорю о полевом планшете геолога у одного из стражников. Все это не из античного мира. Актеры, исполнявшие небольшие роли, как мне показалось, были более запоминающимися и убедительными, чем главные герои. Антигона на протяжении всего спектакля одинаково плачуще-дрожащая, что вначале вызывало скуку, а к финалу спектакля – раздражение. А вот Исмена – более разнообразна в своих эмоциях, но при этом выглядела простой деревенской девушкой, а не дочерью царя, уж слишком все бытово выглядело.
Молодой человек, лет тридцати:
– Спектакль очень понравился. Все актеры молодцы, играли на одном дыхании. Пьеса поучительная. Это битва между добром и злом. Хотя, с другой стороны, что есть зло? Что есть добро? Вечные философские вопросы. Понравились мудрый Креон и Хор, Антигона.
Супружеская пара лет шестидесяти:
– Печально. Куда подевался театр? Фактически постановки как таковой не случилось. Спектакль лишен динамики, действия, все статично и, простите, скучно. Персонажи… Впечатление такое, что режиссер просто-напросто подставил актеров, не выстроив спектакль. Сцена Антигоны и Кормилицы показалась никакой – нет тепла, а главное – нет отношения к происходящему. Или, например, кульминация – диалог между Креоном и Антигоной, там же по тексту такое противостояние! Ан нет! Только рыдания, сжатые кулаки и дрожь, а выхода, выплеска эмоций в зал не случилось. Креон получился с претензией на сильного и волевого царя, хотя по сути таковым не являющимся. Что касается Гемона. Как-то не верится, что этот инфантильный мальчик способен на сильный поступок во имя любви. В целом спектакль смотрелся, как цветная лубочная картинка, где каждой маске соответствовал определенный персонаж. Хотя, может быть, в этом и была задумка режиссера? Получился спектакль, где проиграли все.
На вопрос: "О чем спектакль?" – зрители отвечали по-разному. Одни говорили – о любви, другие – о политике, третьи ответить не смогли. Как показалось, спектакль не только о протесте Антигоны. Креон в диалоге с племянницей гневно сравнивает свое царство с тонущим кораблем, "…до отказа нагруженным преступлениями, глупостью, нуждой, где команда не желает ничего больше делать и думает лишь о том, как бы разграбить трюмы. А офицеры уже строят для одних себя небольшой удобный плот, они погрузили на него все запасы пресной воды, чтобы унести ноги подобру-поздорову. И эти скоты так и подохнут все вместе, потому что каждый думает только о собственной шкуре, о своей драгоценной шкуре, и о своих делишках…". Не о нас ли идет речь?
Татьяна ТАРАСОВА.
Фото автора.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...