
Проходят года, века, меняется человеческая жизнь. Изменился ли сам человек, его сущность со времен мудрого древнегреческого Софокла? Стал ли он лучше, чище? Отнюдь нет, он все такой же, как и тысячу лет назад…
Борьба двух систем
Страшно подумать, сколько столетий минуло с той поры, когда древнегреческий драматург Софокл написал трагедию "Антигона", но и сейчас она остается актуальной. В ней долг и совесть сошлись в смертельной схватке. Кто или что победит и победит ли, и возможна ли вообще победа в данной ситуации? Кто прав? И насколько сильна бывает любовь?
Сюжет пьесы таков. Эдип, царь Фив, погиб. Два его сына договорились править по очереди, меняясь на троне каждый год. В конце первого года правления старший брат Этеокл отказался уступить место младшему – Полинику. Тот привел под стены родного города войска заклятых врагов. Этеокл и Полиник погибают в бою. Дядя братьев Креон против своей воли принимает правление на себя. Он повелевает похоронить героя Этеокла с почестями, а труп изменника Полиника бросить на растерзание диким зверям. Любой, кто осмелится предать его тело земле, – будет казнен.
Хотя, если по правде, еще неизвестно, кто из братьев подлее. Ведь Этеокл тоже замышлял отцеубийство, Полиник лишь опередил его. Только политическая игра привела к тому, что тело одного покоится в склепе, а тело другого клюют вороны. Дочь Эдипа – Антигона – решает похоронить своего брата, оставить тело не погребенным – страшный грех для родственников умершего. Креон пытается отговорить Антигону. В их споре сталкиваются несовместимые идеи о смысле жизни.
В противостоянии Креона и Антигоны выразилась борьба двух систем общественного бытия. Старой – управляемой неписаными, но непреложными правилами традиций, и новой – государственной, подчиненной закону. Ведомая чувством долга перед умершим братом, она сознательно идет на смерть, чтобы заявить протест против новой бесчеловечной логики жизни – моральный закон восстает против бездушной государственной машины. Креон, во имя правосудия, вынужден казнить племянницу, его сын Гемон – жених Антигоны – добровольно идет на смерть вместе с любимой. Эвридика, жена Креона, не выдержав гибели сына, перерезает себе горло.
Французский драматург Жан Ануй переписал пьесу на свой лад, осовременив ее, приблизив к нашему времени. Премьера состоялась в 1943 году в оккупированном немцами Париже.
Спектакль по пьесе Жана Ануя "Антигона" и был поставлен Зейским народным театром, премьера которого состоялась 23 апреля.

Отзвуки Древней Греции
Тревожная музыка с первых минут спектакля лучезарной радости и веселья не обещает. Лаконичные декорации настраивают на трагичность действа. Ворота древнего города Фивы – это скорее портал, через который происходит связь времен, через него выходят герои пьесы, шагнув в нынешнюю действительность.
Спектакль красочный. И в этом немалая заслуга художника-постановщика Сергея Голосова и художника по свету Сергея Злобина. Пожалуй, впервые в истории существования народного театра в постановке использовано много музыки, которая звучит почти на протяжении всего спектакля (звукорежиссер Павел Ужинцев), что делает постановку более ёмкой и эмоционально насыщенной. Замечательно смотрятся красочные костюмы, максимально приближенные к "моде" эпохи Древней Греции, выполненные Валентиной Лукиной, Тамарой Синдеевой и Ольгой Журавлевой.
Действующие лица и исполнители: Антигона – Надежда Киряева, Креон – Виктор Савельев, Гемон – Дмитрий Кузнецов, Исмена – Олеся Ерёменко, Эвридика – Елена Алексеева, Кормилица – Елена Климас, Хор – Сергей Логуненко, Вестник – Сергей Голосов, Стражники – Павел Романенко, Алексей Свояков, Глеб Самохвалов.
Как выяснится позже, скорее всего костюмы актеров и введут публику в заблуждение, вызвав некоторое недоумение и даже раздражение.
Мнения разделились
После просмотра спектакля публика из зала выходит молча. Оговорюсь сразу, что к Зейскому народному театру отношение зрителей особое. Не только уважительное, но и требовательное – слишком высока планка, которую в свое время он поднял. Нередко постановки режиссера театра Сергея Логуненко и игру актеров завзятые зейские театралы ставили на одну ступень с профессиональным театром.
Получился ли спектакль в этот раз, удалось ли режиссеру и актерам донести смысл и нерв пьесы – говорят зрители.
Интеллигентная дама бальзаковского возраста:
– Понравились и игра актеров, и декорации, и свет. Сначала немного резало слух, что в некоторых именах героев пьесы актеры ставили ударение не по общепринятым нормам. Но, может быть, так было задумано?
Симпатичная девушка лет 25-ти:
– Я ожидала большего. Сама по себе пьеса сильная, но спектакль, по сравнению с ней, мягко говоря, не очень. Явное противоречие заявленных костюмов и текста. Коробили слова, не соответствующие той эпохе: "сигареты", "застрелить", "закат, как на цветной открытке". Я уже не говорю о полевом планшете геолога у одного из стражников. Все это не из античного мира. Актеры, исполнявшие небольшие роли, как мне показалось, были более запоминающимися и убедительными, чем главные герои. Антигона на протяжении всего спектакля одинаково плачуще-дрожащая, что вначале вызывало скуку, а к финалу спектакля – раздражение. А вот Исмена – более разнообразна в своих эмоциях, но при этом выглядела простой деревенской девушкой, а не дочерью царя, уж слишком все бытово выглядело.
Молодой человек, лет тридцати:
– Спектакль очень понравился. Все актеры молодцы, играли на одном дыхании. Пьеса поучительная. Это битва между добром и злом. Хотя, с другой стороны, что есть зло? Что есть добро? Вечные философские вопросы. Понравились мудрый Креон и Хор, Антигона.
Супружеская пара лет шестидесяти:
– Печально. Куда подевался театр? Фактически постановки как таковой не случилось. Спектакль лишен динамики, действия, все статично и, простите, скучно. Персонажи… Впечатление такое, что режиссер просто-напросто подставил актеров, не выстроив спектакль. Сцена Антигоны и Кормилицы показалась никакой – нет тепла, а главное – нет отношения к происходящему. Или, например, кульминация – диалог между Креоном и Антигоной, там же по тексту такое противостояние! Ан нет! Только рыдания, сжатые кулаки и дрожь, а выхода, выплеска эмоций в зал не случилось. Креон получился с претензией на сильного и волевого царя, хотя по сути таковым не являющимся. Что касается Гемона. Как-то не верится, что этот инфантильный мальчик способен на сильный поступок во имя любви. В целом спектакль смотрелся, как цветная лубочная картинка, где каждой маске соответствовал определенный персонаж. Хотя, может быть, в этом и была задумка режиссера? Получился спектакль, где проиграли все.
На вопрос: "О чем спектакль?" – зрители отвечали по-разному. Одни говорили – о любви, другие – о политике, третьи ответить не смогли. Как показалось, спектакль не только о протесте Антигоны. Креон в диалоге с племянницей гневно сравнивает свое царство с тонущим кораблем, "…до отказа нагруженным преступлениями, глупостью, нуждой, где команда не желает ничего больше делать и думает лишь о том, как бы разграбить трюмы. А офицеры уже строят для одних себя небольшой удобный плот, они погрузили на него все запасы пресной воды, чтобы унести ноги подобру-поздорову. И эти скоты так и подохнут все вместе, потому что каждый думает только о собственной шкуре, о своей драгоценной шкуре, и о своих делишках…". Не о нас ли идет речь?
Татьяна ТАРАСОВА.
Фото автора.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник
