Наш читатель – совсем другой

Районная газета "Зейские вести сегодня" с начала 2021 года выходит два раза в неделю, вместо трех, как было ранее. Мы – единственная в Приамурье "районка", которая долго сдерживала сокращение количества печатных номеров. Все районные и некоторые крупные региональные газеты перешли на одноразовый выход в неделю. Решение нам далось сложно. Но, во-первых, печать стала неподъемно дорогой. Во-вторых, в нашу жизнь агрессивно входят соцсети. Чтобы не отставать, теперь и "районки" ведут сайты, Инстаграм и другие интернет-версии.
К сожалению, анализируя сложившуюся ситуацию, приходим к убеждению, что соцсети – это не всегда полезно, Интернет – это еще и большое зло. (Пример тому: ЕГЭ, тестовая система ответов, сплошная цифровизация, которые загнали наше некогда сильное образование в угол. Другой пример – медицина. Врачей отучают мыслить, анализировать, сопоставлять при постановке диагноза и лечении. Для них чиновники разработали инструкции на "все случаи жизни": пользуйтесь, зачем думать.)
Сегодня журналистика активно подменяется блогерством. Дилетанты завели свои аккаунты и возомнили себя профессионалами. Они, в отличие от газет, не несут ответственности за то, что говорят и пишут. Для них главное – "хайпануть", "сдернуть жареную новость", раскрутить подписку, получить рекламу. А то, что на поверку это окажется гнусным вымыслом, их не касается.
Читатель соцсетей стал мыслить клипово: его интересуют картинки и заголовки, потребитель деградирует. Телевидение отупляет сериалами и ток-шоу, люди живут проблемами вымышленных героев, звездных актеров, считая это главным и жизненным. Проблемы собственной семьи уходят даже не на второй план. Привлекают видео, на которых дети мучают животных; в красках снято жесткое ДТП; малышка счастлива, что победила в конкурсе красавиц, а ее мамочка безумствует от тщеславия, не понимая, что в голове и душе ее дочери вакуум; подростки придумали челлендж для взрослых в сомнительной передаче, а областные соцсети разнесли это как новость дня. И за всем этим – бесконечные диванные комментарии "нигилистов и диссидентов". Вот пример поконкретнее. Новость, "взорвавшая Интернет": спортсменка Исинбаева стала судьей Конституционного суда, народ негодует: "Это непостижимо, ну и ну, от нашего государства можно все, что угодно, ожидать". У Интернета есть и другая сторона медали, там можно найти и достоверную информацию, но для этого нужны время и желание. Изучаем официальные сайты о назначениях правительства, президента, судов. Такая информация отсутствует. А появилась история спортсменки на, мягко скажем, первоапрельском сайте. Но новость эту расхватали как те жареные пирожки, и понеслось.
Читатель газеты… Он совсем другой. Ему нужна информация ясная и четкая, без желтых красок. Он знает, с кого спросить за лукавство и заигрывание. Он умеет мыслить, сопоставлять, видеть даже то, что написано между строк. Но таких читателей становится все меньше и меньше.
Сегодня уже не секрет, что чиновников не интересуют печатные СМИ. Важно, чтобы народ припал к десяти отобранным для них телеканалам и "листал" смартфон, обалдевая от потока циничных и пошлых картинок.
В период пандемии правительство исключило газеты из списка товаров первой необходимости. Интересно зачем? Впрочем, вопрос риторический. Вспомните, во время Великой Отечественной войны хлеб и газета были главными продуктами.
Недавно в телефонном разговоре благовещенский коллега заявил, что пора газетам смириться: сегодня рулят смартфоны, роботы, компьютеры, цифра. Я слушаю его и наблюдаю, как в это время мимо окон редакции идут пожилые люди, чтобы выписать "Вестник". У большинства из них – обыкновенные кнопочные телефоны, нет компьютеров, и читают они бумажную черно-белую газету. Как цинично, молодой коллега, вы сбрасываете наших читателей со счетов. Это живые люди, которые отстраивали страну и до сих пор поддерживают государство верой и правдой, мудростью, в конце концов – своими пенсиями.
Накануне большой пресс-конференции нашего президента в "ЗВС" позвонил пожилой подписчик и попросил разузнать, как он может задать вопрос главе государства. Мы неделю пытались получить информацию о номере, по которому пенсионер из Зеи может со своего кнопочного телефона позвонить операторам президента. Увы, задать вопрос можно было только через Интернет на специальном сайте или установив программу на свой смартфон. А не тот же ли это сброс со счетов?
Когда шла первая волна коронавируса, правительство громко объявило, что о малом бизнесе, СМИ и многих, кто пострадал от пандемии, государство не забудет. Наша редакция вместе с другими собрала документы, заполнила анкеты. И получила ответ, смысл которого сводится к фразе: "Вы не подходите". Теперь, когда читаю, что правительство помогло, например, перевозчикам, не верю. "Не подошли", как и мы.
В День печати, который отмечается 13 января, газетчики справедливо зададутся вопросом, а выживет ли "районка" сейчас, в чем ее будущее?
Нашей "районке", назовем ее общим именем "Вестник" (так как несколько раз меняла название), в сентябре 2021 года исполнится 108 лет. В советское время тираж газеты составлял более 10 тысяч экземпляров. "Районку" выписывала каждая семья. Спустя тридцать-сорок лет в "цифровое" время тираж упал более чем наполовину.
Главная расходная часть нашего кошелька – свет, налоги, полиграфические затраты, в том числе цена на бумагу. Целлюлозные заводы регулярно поднимают цену, соответственно увеличивается и итоговая стоимость печати. До каких пределов будет расти стоимость бумаги, прогнозировать сложно. Сегодня уже не перехватишь у дальневосточных коллег по цеху несколько рулонов бумаги. С прискорбием констатируем, здесь бумагу стали редко покупать, не востребована. Поэтому приходится везти ее за тридевять земель.
В одном из интервью главный врач Зейской больницы Андрей Гибадуллин рассказал, с каким трудом приходится доставать запчасти на томограф. Верю. Наша печатная машина выработала свой лимит в Чехии, а нам досталась за кругленькую сумму после капремонта. В нашей типографии тоже отбарабанила два срока, запчасти на нее давно не выпускают. Ищем днем с огнем по заграницам, а значит, за валюту.
Редакция давно затянула пояс, сократились наполовину. Коллективно приняли решение отказаться от всех льгот, например, забыть, что существует бесплатный проезд к месту отдыха раз в два года, урезали отпуска. Тот, кто вышел на пенсию, работает весь световой день, захватывая и ночь, а в итоге получает зарплату в полставки. Специалисты помоложе трудятся за МРОТ. Когда вижу, какое жалование получают муниципальные служащие, скукоживаюсь от стыда перед коллегами, отдавшими газете по четверть века лет и более. Мы не завидуем, время сейчас такое – рыночное. Главное – не озлобиться, а жизнь все расставит по местам. И, как в трудные минуты говорят мои сослуживцы, "дорогу осилит идущий".
И мы не отчаиваемся, у нас есть свой читатель, и мы нужны ему. Выживать сложно не только газете, но и подписчикам. Мы осознаем, что областные СМИ не будут регулярно писать о жизни одного конкретного района. А нашего читателя интересует его село и город, люди, живущие здесь. И для кого-то газета действительно остается единственным источником информации.
Инна Смирнова, главный редактор газеты "Зейские вести сегодня".
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...