Мир – в ожидании чуда, или Есть о чём задуматься...

С каждым годом предновогодняя суета становится всё активнее и шире. И хотя все понимают, что кто-то в ней имеет прямой коммерческий интерес (народ тележками сгребает продукты и подарки), большинство на уловку поддаются: ну, требует душа праздника. В результате из обычной смены календарного периода россияне сделали культ – со своими атрибутами, традициями, правилами: «как Новый год встретишь, так его и проведёшь». Многим хочется провести его сыто, пьяно, весело и праздно, но есть и другой взгляд на происходящее.

Новый год по гражданскому календарю приходится на православный Рождественский пост – как раз на последнюю, самую строгую, его часть, когда христиане готовятся к одному из самых трогательных и удивительных событий – Рождеству Христову. Ещё немного – и Бог, Творец всего сущего вот-вот придёт в этот мир как младенец... Уже святые Дева Мария со старцем Иосифом в пути в Вифлеем. Уже и мудрые волхвы двинулись в многодневное путешествие в своём медленном караване, ведомые небесной звездой на востоке... Мир – в ожидании чуда, в котором – святая тишина и неземная радость...

 

Именно этот праздник ещё сто лет назад был главным зимним праздником нашего народа – и взрослых, и детей. Страна тогда жила по Юлианскому календарю, и всё было на своих местах: сначала пост, обязательный для всего крещёного люда, затем Рождество, а через неделю (после отдания праздника) сменялся и гражданский год. Новый год наступал именно «от Рождества Христова», как и значится в летоисчислении. Поэтому и праздника «Новый год», как такового не существовало: прожили год – и слава Богу, как и за каждый прожитый час, день, месяц.

В 1918 году, через год после октябрьского переворота, декретом советской власти страна перешла на новый календарный стиль. С первого же дня власть Советов своей главной задачей определила борьбу с Богом. Веру из народа вырывали с кровью: храмы уничтожались, верующих приговаривали к смерти и лагерям, декретами и указами объявлялась борьба со всеми религиозными традициями и «предрассудками». В «чёрный список» попало и Рождество, а Новый год оказался вдруг среди Рождественского поста. Но это не помогло: православный люд продолжал традиции – только уже тайно, сохраняя в семьях и передавая детям. Вырвать Рождество силой не получилось, тогда его решили подменить.

В 1935 году издаётся указ об официальном праздновании Нового года – широко, громко и разгульно, по-пролетарски. Советский кинематограф создаёт сопутствующие символы, главным из которых стал стилизированный под доброго дедушку языческий бог в долгополой шубе...

С течением лет новая дата обросла другими традициями, росли новые поколения людей без веры. Вместо настоящих чудес, случающихся в Рождество, люди стали воспитывать в детях веру в волшебство, в котором, как в любом обмане, им однажды придётся разочароваться. Вместо благодарности Богу за ещё один прожитый год и молитв о близких людях – загадывание желаний под бой курантов и мистическое упование на то, что оккультные символы года авось принесут удачу... Свет Рождественской звезды уже едва различим за кричащими всполохами искусственных салютов, взрывающих пока ещё мирное небо над нашими головами.

Но и сквозь этот оглушающий «праздничный» грохот грозно и свято продолжают звучать для нас слова любимого «всероссийского батюшки» Иоанна Кронштадтского, который ещё в начале прошлого века сказал: «Какое ужасное помутнение сознания! И могут ли такие люди с чистою совестью, положа руку на сердце, считать себя и далее православными русскими людьми?!».

Есть о чём задуматься...

Лариса Федотова.

"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник