Вино триумфа и забав
Говаривал мне: «Слушай, брат, Сальери,
Как мысли чёрные к тебе придут,
Откупори шампанского бутылку
Иль перечти «Женитьбу Фигаро».
Александр Пушкин «Моцарт и Сальери».
Легенда?
Согласитесь, что в наш просвещённый век мы всё же чаще «откупориваем шампанского бутылку», чем перечитываем Бомарше. И делаем это (я имею в виду открывание шампанского) чаще всего не в приступе хандры и меланхолии, а по случаю радостных событий. А потому этот напиток всегда ассоциируется с весельем и праздником, а не с употреблением алкоголя. И это правильно. Напиваться шампанским – моветон. Не для того его 300 с лишним лет назад придумал французский монах-бенедиктинец Пьер Периньон. Хотя это всего лишь легенда, и, скорее всего, шампанское, как и многое другое, стало продуктом коллективного творчества.
В XIX веке вдова винодела, ставшая впоследствии знаменитой «мадам Клико», подвигла своего мастера разработать технологию «ремюажа» и благородный напиток, избавившись от мути, стал кристально прозрачным. Другой мастер додумался до изготовления толстостенных бутылок из тёмного стекла, и они перестали взрываться. А в конце XIX века, с изобретением технологии ферментации, появились сухие сорта шампанского. Но это на любителя, хотя англичане, основные потребители «брюта», были (и остаются) от него в восторге.
Вероятнее всего, впервые россияне получили возможность отведать шампанское ещё при Петре Первом, но уже при Екатерине Великой, которая охладела ко всему французскому за вольнодумные идеи, в Россию оно практически не завозилось.
Пенным искрящимся потоком шампанское хлынуло на просторы нашей Родины после победы над Наполеоном. Русские войска, которые квартировали в Шампани, быстро опустошили все винные погреба. Катастрофа? Но мадам Клико не была бы такой, если бы не извлекла из этого выгоду. Она быстро (нужно было опередить конкурентов) наладила экспорт шипучего вина в Россию, и скоро русские «подсели» на него, став вторыми (после французов) по потреблению шампанского.
Гастрономический флёр
В нашей стране начинается золотая пора шампанского, что находит самое широкое отражение в русской литературе. Его воспевают поэты и прозаики, вино приобретает некий романтический и даже гастрономический флёр.
«Ананасы в шампанском – удивительно вкусно», – восторгался Игорь Северянин.
Начало производства российского шампанского связано с именем представителя древнейшего дворянского рода Львом Голицыным. Человек он был нрава крутого, одевался просто и никого не боялся. Кстати, 12 августа исполнится 172 года со дня его рождения.
Блестяще образованный, он отказался от дипломатической карьеры и занялся виноделием. В своём крымском имении «Новый Свет» провёл самые настоящие исследования. На 20 гектарах он десять лет культивировал свыше 500 сортов винограда и отобрал пять, которые, по его мнению, годились для производства отечественного шампанского.
Был уверен, что виноделие невозможно без хороших винных подвалов и обустроил их в горе Коба-Кая. Общая протяжённость тоннелей, проложенных на разных уровнях и в разных направлениях, составила свыше трёх километров.
Триумф ждал князя-винодела в 1900 году на Всемирной парижской выставке, где привезённое им шампанское «Парадиз» получило Гран-при. Это признание в пух и прах разбило утверждение французских виноделов, что виноград для настоящего шампанского можно вырастить только на их виноградниках.
Но, будучи лишённым коммерческой жилки, к 1912 году князь окончательно разоряется и отдаёт в дар государю Николаю II своё крымское имение. В 1915 году в возрасте 70 лет умирает от пневмонии. Похоронен в фамильном склепе неподалёку от усадьбы, но в 1920 году склеп был разграблен новыми «хозяевами жизни», а останки умершего выброшены в ближайшую балку. Их собрали татары, которые очень уважали Льва Голицына, и перезахоронили.
По ускоренному циклу
История производства шампанского в советское время также по-своему интересна, поскольку работа в этом направлении началась с подачи советского правительства и лично товарища Сталина, но… Но в стремлении удовлетворить потребности широких масс населения производство шампанского началось по ускоренному производственному циклу. И что же, то, что мы видим на полках наших магазинов, – не шампанское? И да, и нет. Во всяком случае, у «скороспелого» на парижских выставках не было бы никаких шансов на признание. Да оно туда и не направлялось. Это вино для внутреннего потребления. Доступно? Да. Популярно? Несомненно. Наименований напитка – десятки. Есть даже шампанское «Лев Голицын». Конечно, производится шампанское и по традиционному методу с многолетней выдержкой, но о его доступности для простых людей говорить не приходится.
А, кстати!
С чего это мы вдруг завели разговор о шампанском? Да потому, что 4 августа был Всемирный день этого игристого вина, который в нашей стране остался незамеченным, что обидно, да и очередная годовщина Льва Голицына на подходе. Чем не повод посвятить этому небольшую публикацию? А может, и откупорить бутылочку иль перечесть «Женитьбу Фигаро».
Григорий Филатов.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...