Фотография как повод к размышлению

В доме культуры «Энергетик» состоялось открытие фотовыставки. На экспозиции представлено более 100 работ победителей и финалистов VI международного конкурса «АмурPHOTO» имени Владимира Стеганцева. Партнерами выставки выступили ОАО «РЭМИК» и ООО «ГКС». На открытии выставки присутствовали два заместителя Амурского фотографического общества – Сергей Петрухин и Станислав Зверев.
Гостей и первых посетителей приветствовали глава города Раиса Черная и глава администрации города Вячеслав Сорочук.
Они – постоянные посетители всех вернисажей. Любопытные, широко распахнутые детские глаза жадно вглядываются в пейзаж. Переговариваются, как и положено на подобных мероприятиях, вполголоса.
– Как вы считаете, кто главный герой этого снимка? – доносится до меня вопрос преподавателя художественного отделения Детской школы искусств Галины Седовой, заданный группе ребят. Те, чуть подумав, отвечают и переходят к следующему полотну.
Нет, я не ошиблась, назвав фотоснимок полотном. Все фотографии, представленные на выставке, иначе как полотнами художников и не назовешь. Каждая из них, независимо от того, пейзаж это или портрет, несет определенную смысловую и эмоциональную нагрузку, непосредственное отношение фотохудожника к происходящему. То есть именно то, что присуще живописным полотнам. На мой взгляд (да простят меня знатоки), художественная фотография – это живопись светом, где вместо кисти – мгновение, выхваченное из потока быстротечного времени. Где цепкий взгляд художника ловит то, мимо чего мы порой проходим, не замечая и не придавая особого значения происходящему.

Впервые конкурс «АмурPHOTO» имени Владимира Стеганцева был проведен в 2007 году, когда возникла идея в целях укрепления культурных связей между фотографическими обществами организовать регулярную фотовыставку в Амурской области и увековечить память видного фотохудожника Владимира Стеганцева, внесшего большой вклад в развитие фотографического искусства на Дальнем Востоке. Владимир Стеганцев был одним из основателей областного фотоклуба «Амур», позже преобразованного в Амурское фотографическое общество. Он работал фотокорреспондентом в различных печатных изданиях: «Амурский комсомолец», «Мосты магистрали», «Авангард», «Амурская правда», «Благовещенск». Его хорошо знают и помнят на зейской земле.
Формат и масштабы конкурса «АмурPHOTO» за шестилетнюю историю своего существования вырос до международного. Он стал одним из интереснейших культурных событий фотографического сообщества Дальнего Востока, стабильно собирающего на своих площадках участников из разных регионов ближнего и дальнего зарубежья, как профессионалов, так и фотолюбителей. В этом году за право стать призерами фотоконкурса соревновались 294 участника из 11 стран мира и 30 регионов России. Итоговую экспозицию составили 406 лучших работ. Из них 150 прибыли в Зею. Кстати, жители и гости города стали первыми, кому предоставлена возможность увидеть и оценить лучшие работы фотохудожников. Затем выставка будет экспонироваться в Чите, Биробиджане, Приморье и Хабаровске.

На экспозиции представлено несколько работ почетного гостя вернисажа Сергея Петрухина. Сергей Васильевич по профессии врач, фотографией увлекается со школьной скамьи, в душе – романтик.
– Зея – город особенный, – говорит он, – здесь ценят различные виды искусства, в том числе и художественную фотографию. Север накладывает свой определенный отпечаток не только на природу, но и на людей – они более волевые, мужественные, имеют внутренний стержень. В Зее у меня много друзей, однокурсников, всегда с большим удовольствием приезжаю сюда. Природа вашего края, как и люди, потрясающе красивы. Что такое фотография? На мой взгляд – это способ передачи философии и мировоззрения человека. Раньше фотографировал природу, сейчас больше снимаю людей, потому что у каждого человека свой мир, свои эмоции, а это интересно.
Своим отношением к черно-белому фото, которых на выставке немало, поделился Борис Седов, член Союза художников России, преподаватель художественного отделения Детской школы искусств:
– Черно-белые снимки – это графика, сдержанность, здесь все выверено. Цвет отвлекает, а черно-белая фотография фокусирует внимание, придавая особую остроту изображению, показывает истинные чувства, линии, эмоции, ситуацию, и даже трагизм, если хотите.
Достаточно взглянуть хотя бы на фотографии «Прохожий», «Городские фонари», «Зимний возраст» и не согласиться с мнением художника становится невозможно.

В художественном фото много значит и название работы – это как ключ, код шифра, позволяющий в полной мере понять и прочувствовать замысел автора.
«Великолепно!», «Здорово!», «Мурашки по коже…», «Как трогательно!», «Боже, какая изысканность…» – это фразы, которые чаще всего звучали на вернисаже. «Надо же, настоящий сюрприз!», – а это уже о витрине, где на полках красуется несколько старинных (и не очень) фотоаппаратов из фондов краеведческого музея, ставших весьма интересным дополнением к выставке.
Татьяна Тарасова.
Фото автора.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...