За пару дней до весны

Чем ближе к Ивановке, тем больше снега. Дорога между трассой Зея – Тыгда и селом хотя и очищена силами Амурупрадора, но уже укатана до блеска. Скользко, а потому ехать приходится осторожно. Глядя на низкие серые тучи, из которых непрерывно сыплется мелкий снег, как-то не очень верится, что до календарной весны осталось всего ничего.
При въезде в село, у самой околицы, едва хватает ширины дороги между заметёнными обочинами, чтобы благополучно разъехаться со встречной машиной почтовой связи.
Заснеженные дороги
«После прошедшего недавно снегопада к расчистке дорог в селе ещё не приступали, – поясняет глава поселения Ольга Асатрян. – Мы обычно договариваемся с главой КФХ из Соснового Бора, у которого есть грейдер, но, как он пояснил, сейчас техника неисправна, к тому же после снегопада у него, наверное, много заявок от глав поселений. Да и своему селу он должен уделить внимание. Два дня перезванивались, обещал приехать. Средства в дорожном фонде есть, мы уже и смету составили, и договор. Вот ждём. У нас, в сельсовете, есть трактор с отвалом, но и он сейчас неисправен».
Отсутствие специализированных подрядных организаций в Зейском районе – давняя проблема и касается не только Ивановки. После снегопада наверняка многие главы поселений озабочены расчисткой улиц, но решить этот вопрос непросто даже при наличии средств. Может быть, инициативу потенциальных предпринимателей-дорожников убивают масштабы нашего района с его протяжённостью дорог и отдалённостью населённых пунктов – пока доедешь, сколько горючего нужно сжечь.
Другая беда Ивановки (но уже специфическая) – это запредельная нагрузка на поселковые дороги, которую создают большегрузные машины старательских артелей и лесозаготовителей: бензовозы, трейлеры с бульдозерами, лесовозы. Дорога, которая ведёт к участкам золотодобычи и лесозаготовок, проходит через село, главная улица которого заасфальтирована ещё в доперестроечные времена. Конечно, за прошедшие годы асфальт изрядно поизносился, но добивают его как раз тяжёлые машины и механизмы, которые к селу не имеют никакого отношения.
«С главой Зейского района эту проблему мы обсуждали, – поясняет Ольга Вараздатовна. – Ведь внутрипоселковые дороги находятся в собственности администрации Зейского района, а потому решать вопросы взаимодействия с пользователями должен глава района. Хотя я сама неоднократно выходила на руководство артели «Россзолото», которая ведёт добычу драгметалла, с просьбой оказать содействие в ремонте. Вроде с наступлением весны они планируют начать ремонт дорог, которые находятся за селом, и, возможно, отремонтируют разбитые сельские».
Из-за регулярных затоплений Ивановка – на слуху у жителей Зейского района (и не только у них). Наверняка многие помнят публикации в нашей газете по поводу состояния защитной дамбы, которую давно обещают начать восстанавливать. Но при этом мало кто знает, что и насыпь дороги от села в сторону речки Арби тоже играет немаловажную защитную роль дамбы при паводках.
За прошедшие годы дорожное полотно значительно просело, а местами разрушилось, нуждаются в ремонте мосты, в результате регулярный разлив Уркана уже практически ничто не сдерживает. В общем, ремонт дороги необходим не только для тех, кто её эксплуатирует, но и для жителей села. Руководство администрации Зейского района обсуждало злободневную тему с пользователями этой коммуникации. Посмотрим, что будет весной.
ФАП без воды – нонсенс
На одном из последних советов глав поселений обсуждался вопрос ремонта фельдшерско-акушерских пунктов. Ольга Вараздатовна рассказала о состоянии сельского ФАПа, где необходимо провести косметический ремонт и, что крайне важно, привести в порядок септик. Без воды медицинскому учреждению – никак. Оформила заявку на ремонт, но пока приходится ждать.
Немного улучшилась ситуация с фельдшером, который раньше приезжал три раза в неделю, а сейчас принимает ежедневно: утром прибывает, а вечером уезжает. Конечно, это тоже не лучший вариант, ведь заболеть человек может в любое время суток и «скорая» из Овсянки тоже не может приехать сразу же по звонку.
Ко второй декаде февраля в селе подано 38 заявок на прививки от коронавируса. В основном – это люди почтенного возраста. Пока никто из желающих не привит, но своё решение они менять не собираются.
«Как, наверное, и везде пандемия сказалась на образе жизни наших жителей, – отмечает Ольга Вараздатовна. – Люди предпочитают быть дома и без особой необходимости никуда не ходят. Соответственно и новогодние праздники прошли без массовых мероприятий. Благодаря помощи рудника Покровского организовали для самых маленьких жителей села хорошие подарки. Огромная благодарность за то, что детям подарили радость.
К 23 февраля собрали фотографии односельчан, служивших в рядах вооружённых сил – оформили военно-патриотический стенд.
Как всегда спортсмены подготовились к традиционным соревнованиям по лыжным гонкам. Незадолго до этого ребята получили пять пар лыж и ботинок. Мы всем селом за них болеем».
Газоны вместо подворий
Время быстротечно. Не успеешь оглянуться, наступит весна, а вместе с ней и недобрым словом поминаемый всеми главами поселений пожароопасный период. Глава за всё в ответе (даже за драку между односельчанами), а уж отвечать за противопожарное состояние поселения ему приходится в первую очередь. Спрос очень жёсткий, а возможностей довести село до идеального состояния практически нет. Где-то в кабинетах разрабатываются нормативы, которые требуют нещадно уничтожать всю растительность в пределах границ населённого пункта. Но как сделать так, чтобы вся территория села была покрыта свежескошенным газонным ковром, не знает никто.
«Участки, с которых нужно удалить растительность, мы обозначили, – говорит Ольга Асатрян, – осенью сделать это не могли по погодным условиям (минерализованную защитную полосу всё же обустроили), а потому придётся вести работу весной».
Но при всём желании невозможно добиться идеального состояния, значит, любой проверяющий (которых сейчас множество) ткнёт пальцем и потребует исполнения предписания. А для этого нужно просто непрерывно косить по кругу в течение всего лета. Разве это возможно?
«Вы даже не представляете, какая тяжёлая работа», – говорят те, кто согласился покосить бурьян.
В беседе обозначилась ещё одна тема. Речь идёт о полном отсутствии поддержки личных подсобных хозяйств, которые в нынешних условиях (при запредельных ценах на корм) выживают, как могут. К тому же в Ивановке, после наводнения 2013 года, составляя генеральный план застройки села, определили безопасные зоны, но исключительно для строительства жилья. Если кто-то из желающих расширить личное подсобное хозяйство вознамерится взять участок для обустройства строения для содержания животных (а такие люди в селе есть), то это не получится. Необходимо переделывать генеральный план застройки, а для этого нужны немалые средства. Но об этом в одном из следующих номеров «ЗВС».
Григорий Филатов.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...