Остается переучивать?

Одним из пунктов ежегодной районной педагогической конференции, которая прошла в этот раз в Овсянке, было общение директоров школ с начальником отдела образования Андреем Сотником. Разговор был выстроен в формате свободной дискуссии. Для некоторых директоров в связи с отдаленностью сел вырваться в районный центр – целая проблема, поэтому из нечастых совместных встреч они стараются выжать максимум.
Главное – >не жадничать!
Среди множества методических, организационных и хозяйственных «зачем, как и почему?» директоров особо беспокоил вопрос кадрового обеспечения школ. И если все остальные проблемы можно вынести за скобки газетной публикации, поскольку это их внутренняя «кухня», то обеспечение кадрами – вот, что волнует не только педколлективы, но и всех сельчан. Как помочь тем школам, которые испытывают кадровый голод? Как удалось избежать этой проблемы некоторым другим, среди которых есть, как оказалось, и отдаленные? Об этом говорили открыто и живо.
В частности, речь шла о том, как завлечь в деревни молодых специалистов. Первое же средство, которое в таких дискуссиях всегда на языке, – материальное стимулирование. Однако, как выяснилось, в Зейском районе этот метод мало что дает. С жильем в селах проблем нет, домов и квартир пустующих много, и найти решение всегда, уверены директора, можно. Квартирный вопрос решается на уровне главы сельсовета, но тут важно не упустить момент. К примеру, в этом году потеряли молодого учителя из Соснового Бора только по той причине, что обещанная квартира хозяина не дождалась. А вот в Овсянке, наоборот, подсуетились и нашли возможность освободить жилье для педагога.
Денежные выплаты в наших селах – тоже достойные. Кроме северной надбавки, педагоги получают 25 процентов «сельских», в стопроцентном объеме оплачиваются коммунальные услуги, есть деньги «дровяные», предусмотрена и ежемесячная доплата из стимулирующего фонда школы в размере пяти тысяч рублей. Хотели в отделе ещё попросить денег из казны, разработав специальную программу, чтоб сумма была солиднее, но им отказали и в районном, и в областном финотделах: средств лишних в бюджетах нет.
Андрей Сотник акцентировал внимание директоров и на том, чтобы те не жадничали в смысле дележа нагрузки: загрузить молодого специалиста учебными часами, внеклассной работой, дополнительными занятиями – тоже очень важно. Мало того что все это оплачивается, так ещё и сделает учительский труд интереснее, позволит проявить собственные таланты и умения.
Что совсем не маловажно. В общем-то, все эти шаги директора знали и без начальника, большинство так и поступают. Однако молодежь в очередь в отдел кадров районного отдела образования не встает. В чем же дело?

Стерпится – слюбится
А причина, считают руководители, в территориальной удаленности района. Это не «открытие Америки», но в очередной раз озвученный факт. Если в советское время хочешь – не хочешь после окончания педвуза педагог должен был отработать пять лет по распределению, то теперь никто не обяжет вчерашнего студента заехать туда, откуда выбраться на «большую землю» можно только нелегально по запрещенному для пассажирских перевозок водохранилищу или преодолев не один десяток километров ухабистой гравийки. Кадровой проблемы в те годы не было: выпускников отправляли не абы куда (лишь бы отправить), а именно туда, где появилась вакансия. А там – дело житейское. Приезжает юный специалист в село, выходит замуж или женится, появляются дети, работа затягивает... Вроде и уезжать уже – куда и зачем? Остаются если и не навсегда, то надолго. До сих пор в разговоре с именитыми опытными педагогами узнаешь, что кто-то родом из Сибири, кто-то из центральных районов страны, а то и тех мест, которые сегодня вдруг стали зарубежьем. Вот и все решение кадрового вопроса.
Нынче времена не те. Даже если выпускники – бывшие сельские жители, за пять лет студенчества они успевают привыкнуть к комфорту областного центра, ночным клубам и барам, супермаркетам и шуму, а потому тихая и основательная жизнь в глубинке кажется им ущербной. Вот уж, поистине, все перевернулось с ног на голову, ну да разговор сейчас не об этом. А потому, признались директора, пытавшиеся завлечь выпускников БГПУ в село на ежегодных ярмарках вакансий, их внимание к Зейскому району у большинства угасало после уточнения расстояния от села до районного и областного центров. «Финансовые условия у нас заманчивые, но как только они слышат, что до Зеи от Берегового, к примеру, больше 200 километров, а до Благовещенска – почти 700, начинают улыбаться и теряют всякий интерес».
Из охотоведа – в педагоги
«Привязать» молодые кадры к селу могло бы разрабатываемое сейчас положение о целевом обучении. Со студентом третьего курса (чтоб уже успел определиться) заключается трехсторонний договор (он, вуз и школа), отдел образования доплачивает к его стипендии некоторую сумму и дорогу к месту учебы и обратно. Грубо говоря, студент становится должником, однако, на зависть своим одногруппникам, во время учебы он катается как сыр в масле. После выпускного же он обязан бюджету эти деньги вернуть собственным трудом в конкретной школе в течение нескольких лет (в противном случае должен их выплатить). А там (надеются администраторы) – та же схема: муж (жена), дети, хозяйство и надежда на то, что обвыкнется и задержится.
Но это пока – в мечтах. Сегодня же самый действенный способ «накормить» штатное расписание – переучивать местных жителей. В одной из школ, к примеру, на учителя английского языка переучился социальный педагог. В Ивановке на физмат поступил технолог, не имевший педагогического образования. Как положительный пример на совещании назвали школу в Бомнаке. Там, имея проблему отдаленности и доступности поселения во всей её красе, кадрового голода не испытывают. Вопрос решен за счет бывших учеников. Отучившись, кто – на охотоведа, кто – на экономиста, они переучились на учителей и работают в родной школе. Потому что охотоведом или экономистом ещё устроиться надо, а школа – это всегда стабильность в профессиональном плане.
P.S. Кстати, несмотря на трудности, чудеса в этом смысле и в Зейском районе случаются: недавно, к примеру, в Юбилейный приехал новый учитель начальных классов. Вы не поверите – мужчина!
Алиса Дотова.
Фото автора.
В городе Десятилетие детства: отсчет пошел
В среду в Доме детского творчества «Ровесник» состоялась традиционная ежегодная городская педагогическая конференция. На мероприятии были озвучены итоги прошлого учебного года и назначены задачи на год предстоящий.
Конференция педагогов определяет основной вектор, по которому будут ориентироваться образовательные учреждения в течение всего предстоящего учебного периода. В этом году основным «маяком» решено сделать объявленное президентом РФ так называемое «Десятилетие детства». Педагоги рассматривают его как «фактор и ресурс охраны и защиты детей».
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...