Надежда остается

«Учиться, учиться и учиться», – знаменитая фраза Владимира Ленина, ставшая лозунгом просвещения многонационального советского государства в XX веке, венчает главный вход Октябрьской школы. Трехэтажное здание, являющее собой образец архитектуры 50-х годов, величественно возвышается над всеми остальными постройками в селе.
Особо не жалуемся
Положение выживания присуще для всех сельских школ российских регионов, и Приамурье – не исключение. Но в Зейском районе, где ряд сел и поселков относится к числу труднодоступных, проблем на порядок больше.
Конечно, «головной боли» хватает в любом образовательном учреждении, но устранение одной из проблем для Октябрьской школы обернулось еще большим осложнением ситуации.
– С августа по декабрь 2017 года у нас шел ремонт спортивного зала, – рассказывает директор Октябрьской школы Марина ДЕСЯТОВА, – контракт разбили на пять подрядных организаций. Проблемы возникли с первых дней: рабочие приехали не квалифицированные, мало что умеющие. Дальше – больше. То материалы не завезли, то деньги не выплатили – работа стоит. Из всех руководителей фирм, осуществляющих ремонтные работы, в глаза мы видели только одного, с ним и контактировали по всем вопросам. Камней преткновения в процессе ремонта возникало не мало. Несмотря на мой запрет, рабочие продолжали застилать полы сырыми досками, потом все-таки заставили их перестелить. Оштукатуривание стен и отмостка делались в сорокаградусный мороз, тепловая пушка работала практически круглосуточно. Вместо масляной стены спортзала были выкрашены водоэмульсионной краской. Это лишь часть примеров. А по весне все то, что делалось зимой, явило свои последствия. Зал расположен в цокольном этаже, в подвале насос постоянно откачивает грунтовые воды. Нарушение технологий дало результат: полы – с щелями, штукатурка отвалилась, по стенам с облупившейся краской сочится вода.



Роспотребнадзор вынес предписание подрядчикам устранить нарушения. С апреля 2018 г. мы начали претензионную работу. Я уже сбилась со счета, сколько заказных писем было отправлено в адрес подрядных организаций. Но все они возвращаются по причине отсутствия адресата. Как выходить из этой ситуации?
Наиболее остро в каждой сельской школе стоит кадровый вопрос, но на сегодняшний день, по словам Марины Александровны, в Октябрьском все вакансии закрыты, педагоги преподают уроки по специальности в дипломе об образовании. А вот отсутствие психолога и социального педагога сказывается. На внутришкольном учете в селе состоит 12 детей «группы риска». Ранее был специалист на 0,25 ставки, но после ее отъезда ставку вывели из штата. Сейчас всю работу в этом направлении ведут один из педагогов и классные руководители.
В 2015 г. школу и детский сад объединили в одно образовательное учреждение, коллектив которого сейчас насчитывает 38 человек (12 человек в детском саду и 26 – в школе), а средний возраст – 40 лет.
Когда-то Октябрьская школа ежегодно выпускала около 170 ребят. В настоящее время в 11 классе – пять учеников, а в первом – 11. Самый многочисленный по количеству учеников – третий, там занимается 15 ребят. Всего же в школе обучается 107 детей. На будущий учебный год планируется набрать еще 10 первоклашек.
Около 130 учеников – такой состав школа удерживала всегда, но с прошлого года их количество заметно поубавилось. Если в начальной школе количественный состав стабильный, то в средних и старших классах детей меньше. Примерно половина девятиклассников решают поступать в колледжи. Часть детей выбывает из школы, покидая вместе с родителями родное село.
«По возможности люди уезжают из Октябрьского. Мы здесь живем, как на острове, а проблемы: какие у всей страны, такие и у нас. Стараемся привлекать спонсоров, многое делаем своими силами. Особо не жалуемся», – говорит в заключение директор школы.
Двери школы закрываются за спиной. Как потом выяснилось, в октябре школа сделала на центральном входе новый тамбур. Его приобрел на личные средства учитель физкультуры Александр Десятов. Четыре года изготовленный на заказ тамбур пролежал в школьном складе по причине отсутствия денег на его установку. И наконец-то в октябре 2018 г. после выделения средств районным отделом образования в фойе Октябрьской школы стало тепло.
По факту
Еще одной моей собеседницей стала Елена СТРЕЛЬЦОВА, ранее заведующая, а после оптимизации – старший воспитатель детского сада. Много лет Елена Валерьевна отдала школе, работая учителем начальных классов. В настоящее время она продолжает преподавать, но уже переквалифицировавшись на учителя математики. Детский сад Елена Стрельцова возглавляет с 2008 года, по-настоящему прикипев душой к любимой работе.
Материально-техническое оснащение сада – замечательное. Все воспитатели со стажем и категорией, участвуя в конкурсе «Воспитатель года», входят в призовую тройку педагогов (в 2009 г. – 2 место, 2011 г. – 3 место, 2013 г. – 1 место, 2014 г. – 1 место в Зейском районе и 3 место в Амурской области)
– Мои девочки – молодцы! – говорит Елена Валерьевна. – Но в этом году столкнулись с проблемой непосещения детьми детского сада. В прошлом году в учреждении было 42 ребенка. Выпустили в школу 12 ребят, приняли новых малышей, и в итоге по списку у нас 35 ребят, а по факту сад посещают девять–одиннадцать человек.
Пятеро матерей не могут водить детей по причине задолженности по родительской плате. Например, в семье, где родители нигде не работают, долг за двоих детей составляет 11 тысяч рублей. Оставшимся 30 семьям по силам платить за детский сад, но на деле приводят 12 детей. Мамы, не работая, постоянно находятся дома, зимой, в мороз, им не хочется идти с детьми через всё село, а порой – попросту лень.
Еще 14 детей в селе никогда не посещали дошкольное учреждение, хотя могли бы. А ведь если ребенок не посещает детский сад и родители самостоятельно не обучают его, они заведомо обрекают его на неуспех в школе. Такие дети при обучении в классе испытывают большие трудности.
Как достучаться до родителей? Даже с депутатами сельского Совета мы обсуждали эту тему. Условий для культурного развития у наших детей гораздо меньше, чем у городских. А в нашем детском саду оборудован физкультурный зал, ведутся развивающие занятия, есть замечательный музыкальный зал, организована кружковая деятельность. Созданы все условия для комфортного пребывания в саду и всестороннего развития детей.
Даже в таких небольших посёлках, как Поляковский и Юбилейный, проблем с посещаемостью детского сада нет. А в нашем, казалось бы, не маленьком Октябрьском этот вопрос встал достаточно остро. При таком фактическом количестве детей одна группа, скорее всего, будет сокращена, и вместо трех останутся только две.
Жаль
«Жалко», – не сговариваясь, говорили обе мои собеседницы, завершая беседу, каждая о своём учреждении.
Кардинальные изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, не могут не затрагивать образование. Отличительной чертой современной сельской школы становится нехватка учителей-специалистов по ряду предметов, увеличение доли числа неспециалистов в составе педагогических коллективов школ. Отдаленность от райцентра и дороговизна транспортных расходов стали серьезными проблемами в последние годы, снижающими социальную мобильность учителей и ограничивающие их возможности в повышении квалификации.
Проблем очень много. Какие-то из них периодически решаются, что-то остается без изменений в течение долгих лет. Возможно, ситуация будет меняться. Надежда на лучшее всегда остается.
Виктория Черепанова.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...