К любому повороту событий готовы

Не за горами – начало нового учебного года. Обычно в это время в семьях, где есть школьники, уже вовсю закупают или шьют их повседневный и праздничный гардероб, приобретают физкультурную форму, в новые рюкзаки и портфели складывают канцелярию. Однако нынешним летом многие предпочитают со всем этим погодить – на случай: «А вдруг снова – дистанционка?». Ведь если в сентябре ученики за парты не сядут, купленная летом форма к следующей четверти может оказаться малой. А она нынче совсем не дешева. Студенты, «грызущие гранит науки» в других городах, к середине июля уже обзавелись бы проездными билетами, но многие из них нынче тоже не торопятся.

Домыслы – не факты
В связи с объявленной пандемией коронавируса окончание прошлого учебного года в школах и организациях профессионального образования было смазано переводом на «дистанцию». Два месяца (а где-то и дольше) школьники и студенты учились через Интернет. Экзамены в одиннадцатых классах (для тех, кто метил в вуз) проходили с обеспечением мер санитарной безопасности, девятиклассники получили свои аттестаты и вовсе без итоговой экзаменационной проверки. Студенты закрывали год в режиме интернет-связи. Были отменены массовые торжественные мероприятия, в том числе школьные выпускные балы и выдачи дипломов выпускникам университетов.
Что ожидает учеников и студентов в новом учебном году? Официального ответа на вопрос, как начнется учеба, пока не произнес никто, хотя «всезнающий» Интернет и кипит обсуждением темы, но предлагает он лишь домыслы и толки таких же растерянных совопросников. Пока из официально достоверного обещано (премьером Михаилом Мишустиным, озвучившим факт перед депутатами Госдумы), что формат начала учебного года будет назван 20 августа. Скорее всего, для регионов решения будут разными – в зависимости от эпидситуации на местах. Не стоит также сомневаться и в том, что в случае возвращения учебного процесса в обычное русло абсолютно прежним он уже не будет – благодаря мерам санитарной безопасности, которые придется соблюдать.
Следует отдать должное, в «подвешенном состоянии» сегодня находятся не только родители и их дети, но и педагоги, и администрации школ, вузов и других учебных заведений. Однако, в отличие от первых, им выжидать некогда: лето – традиционно пора подготовки учебных корпусов к началу занятий: приведение в соответствие жизнеобеспечивающих систем зданий, покраска-побелка кабинетов, благоустройство территории. Нужно сдать программы и планы… Да еще и нынешняя необходимость быть готовым к любой из возможных форм.
С мечтой о встрече
«Мы очень надеемся на то, что и линейки 1 сентября пройдут в обычном, торжественном формате, и учеба будет очной, – рассказала директор школы № 1 в Зее Марина Федоряк. – Учителя соскучились по урокам и с нетерпением ждут встречи с детьми. Уже проведены необходимые ремонтные работы, утверждены образовательные программы. Наша школа может хоть завтра принять учеников. Более того, как раз сейчас идет обустройство пространства для реализации федерального проекта «Точка роста», который мы планируем запустить в новом учебном году: собирается мебель, устанавливается аппаратура.
Готовясь к учебному году, мы живем мыслью о возвращении школьных будней в привычное русло. Хотя понимаем, что ограничения в виде санитарных мер будут неизбежны. Учителям во время уроков, скорее всего, придется находиться в медицинских масках и перчатках, ученикам – меньше общаться со сверстниками. Поэтому уже сейчас продумываем, что сможем сделать для максимального разобщения детей на переменах, если таковыми будут санитарные рекомендации. Возможно, придется сдвинуть начало уроков для начальных классов. К примеру, для одних звонок на первый урок прозвенит в восемь утра, для других – через 15 минут, и так далее. Соответственно, время отдыха на переменах и питания в столовой тоже будет разным. Однако для старших классов это решение неприемлемо, поскольку задействованы одни и те же учителя. А значит, необходимо продумать какие-то другие варианты».
О том, что школа живет надеждой на очное обучение, говорит все: и свежеокрашенные холлы, и готовые классные кабинеты, в которых (ощущение такое) вот-вот раздадутся детские голоса. Но как бы ни хотелось, чтобы все было как прежде, вероятность дистанционного обучения сохраняется. И если 20 августа будет принято решение об учебе на дистанции, то, по словам Марины Федоряк, в этой школе (думается, что и в других тоже) все готово и к этому повороту событий: те два месяца, которыми заканчивался прошедший учебный год, дали необходимый опыт. Да, он не легкий, не всегда успешный, но он был, а значит, есть что учесть в будущем. Большой проблемой, к примеру, стало отсутствие у многих учеников технической возможности для такого формата. Компьютера дома нет или скорость Интернета не позволяет видеть живой урок педагога. Вот и приходилось или через сообщения отправлять задания, или даже в бумажном виде – через школьную почту. Не разрешимый пока вопрос – первые классы. «Первоклассники-заочники» – явление доселе неизведанное (надеемся, неизведанным оно и останется).
Без учителя – никуда
В любом случае, по словам директора, десяти дней – от обещанной даты объявления решения (20 августа) до начала учебного года – будет вполне достаточно, чтобы переориентироваться на тот или иной формат обучения. Кстати, независимо от поворота событий, линейку, посвященную первому звонку, для первоклашек и выпускников планируют провести – даже если придется это сделать для каждого класса отдельно.
Новшеством этого года будет более долгий «въезд» в учебу: весь сентябрь учителя отдадут на повторение прошлогодней программы. Раньше на это отводилась лишь первая неделя. Сделано это для того, чтобы, с одной стороны, дать возможность детям вспомнить пройденное, а с другой – «прощупать» то, что не было усвоено весной, на что нужно обратить особое внимание. Опасения, что усвоено не все, есть: судя по резко возросшему в последней четверти качеству знаний, контрольные в некоторых семьях на дистанционке выполняли дружно.
Пока опровергаются в наших школах некоторые интернет-слухи (часто выдаваемые за факты). К примеру, в блогах обсуждают идею урезать очное обучение, переведя часть предметов на постоянную прописку в компьютер. Однако учителя сомневаются, что такое возможно: школа – это не только предоставление знаний. По этой же причине педагоги отрицают слухи о том, что правительству, дескать, может понравиться школа-онлайн, и постепенно дистанционное образование вытеснит реальное.
«Это невозможно, – уверена Марина Федоряк. – Школа – это социальное взаимодействие, совместное решение проектов и проблем. Да, предоставить материал для изучения можно и одному педагогу на всю страну. А вот справиться с обратной связью – проверкой, дискуссией, «разжевыванием» для тех, кто недопонял, под силу только педагогу. Это – то поле, где человека-педагога не заменит никакая машина».
А потому они будут, приспосабливаясь к новым санитарным реалиям, делать все, чтобы и у нынешних учеников были «школьные годы чудесные». То же, добавим, касается и студентов. Преподаватели там также понимают, что врача-заочника, летчика-заочника быть просто не может. А значит, надо надеяться на лучшее.
Вопросы остаются
Для того чтобы организовать образовательную деятельность в школах, Роспотребнадзор предоставил к вниманию общественности требования, которые должны соблюдаться с 1 сентября 2020 года. Предполагается, что для каждого класса будет назначено особое индивидуальное расписание. Время начала уроков и перемен намеренно смещено для того, чтобы на перемене в коридоре контактировали как можно меньше детей.
Согласно требованиям, в школьных классах не должно находиться больше 15 человек. Помимо этого, у каждой группы учащихся будет свой индивидуальный кабинет. Будет запрещено проведение нулевых уроков, а также массовых мероприятий. При этом у преподавателей и школьников перед началом занятий будут регулярно проверять температуру.
Формирование образовательного процесса в условиях пандемии предполагает проведение ежедневных уборок, дезинфекции.
Помимо этого, из-за разбиения классов на более маленькие подгруппы возрастёт нагрузка на учителей. В таком случае Минобразования должно повысить заработную плату педагогам, работающим во время пандемии и сверхурочно, либо нанять в школы новых преподавателей. Некоторым учебным заведениям придётся перейти на шестидневную неделю, так как, в связи с новыми требованиями, может не оказаться достаточного количества помещений.
Если эпидемиологическая ситуация в определённых регионах не будет соответствовать безопасному уровню, предполагается, что учебный процесс будет организован дистанционно, как это было весной.
Лариса Федотова.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...