Родители за партами: экзаменационный вызов принят

В тишине экзаменационного кабинета, где обычно царит напряженная атмосфера ожидания и волнения среди выпускников, на этот раз собрались их родители. Они приняли участие в необычном испытании – сокращенной версии ЕГЭ, организованном в рамках всероссийской акции «Сдаем вместе. День сдачи ЕГЭ родителями».
Погружение в процесс
В этом году участникам акции предлагалось сдать экзамен по истории – один из предметов по выбору, необходимый для поступления в некоторые вузы. Этот экзамен хоть и был рассчитан всего на один час, вместо стандартных трех-четырех, потребовал от участников не меньшего сосредоточения и подготовки. Родители погрузились в решение задач разной степени сложности, что позволило не только проверить свои знания, но и проникнуться процессом экзамена, с которым сталкиваются дети, понять, какие организационные и психологические аспекты влияют на успех.
Участники проходили через все этапы подготовки: от регистрации и сдачи личных вещей до предварительного контроля и получения инструкций. Были тщательно заполнены экзаменационные бланки, что позволило участникам непосредственно ознакомиться с процессом контроля на экзамене, включая соблюдение мер эпидемиологической безопасности и процедуры печати экзаменационных материалов.
Переживания
Перед началом экзамена Юлия, которая пришла вместе с дочерью, делится своими мотивами: «Я здесь, чтобы лучше понять, как поддержать своего ребенка в такой важный момент». Волнения нет, ведь, по ее словам, от результатов сегодняшнего дня ничего не зависит. Ее спокойствие и уверенность подкупают – она знает, что сегодня здесь, прежде всего, для поддержки.
Эльвира, чей сын нацелен на получение медали и поступление на исторический факультет, испытывает волнение, несмотря на формальность ситуации. «Конечно, это всего лишь имитация настоящего экзамена, но эмоции настоящие. Я помню многое из своего советского образования, но с тех пор кое-что подзабылось», – признаётся она с ноткой сожаления в голосе.
Её отношение к экзамену скептическое из-за непредсказуемости результатов: «Это как игра в карты, повезет или не повезет». Однако, после экзамена, она с облегчением отмечает, что вопросы показались ей не такими сложными, как опасалась, и даже шутит, что советская школьная программа подготовила ее не хуже любых подготовительных курсов.
От первого лица
В качестве репортера и неожиданного участника экзамена, я решила взять на себя роль испытуемого, чтобы на собственном опыте ощутить все «прелести» ЕГЭ по истории. Кто бы мог подумать, что подготовка к экзамену, который на самом деле не повлияет на мою профессиональную карьеру, вызовет столько волнений и времени, проведенных за учебником, пытаясь вспомнить, кто из российских царей приказал построить первый флот, и каковы были основные причины февральской революции.
Дело в том, что ЕГЭ по истории не ограничивается лишь короткими тестовыми заданиями. Во второй части предстоит столкнуться с развернутыми заданиями, требующими не только знаний, но и умения анализировать исторические события, выстраивать логические цепочки и аргументировать свою точку зрения. Поэтому, чтобы успешно справиться с экзаменом, пришлось освежить в памяти школьный курс и немного почувствовать себя историком.
За ночь до экзамена я, вооружившись учебником и краткими конспектами, пыталась запомнить все русские народные восстания наизусть, благодаря чему мне удалось хотя бы частично подготовиться к тестовым вопросам. «Если угадаю хотя бы один ответ, буду считать это своей маленькой победой», – думала я, скрещивая пальцы на удачу.
Тестовые задания оказались достаточно сложными, и угадать правильный ответ без твердых знаний было бы настоящим чудом. К счастью, мои усилия не прошли даром, и я смогла ответить хотя бы на часть вопросов, что, по моим меркам, стало неплохим достижением.
Участие в экзамене позволило не только лучше понять, через что приходится проходить нашим детям, но и напомнило о значимости постоянного обучения на протяжении всей жизни.
Итоги акции
После экзамена, разговоры с родителями коснулись глубинных тем о важности понимания и готовности стоять рядом с ребёнком, независимо от внешних обстоятельств и результатов испытаний. Этот опыт показал, что, несмотря на все трудности и волнения, родительская любовь и поддержка остаются неизменными и, пожалуй, самыми главными элементами на пути к успеху.
Впечатления участников акции оказались едиными во мнении о том, что эксперимент был крайне полезным. Родители теперь лучше осознают, с какими испытаниями сталкиваются дети на экзамене, и какие моменты заслуживают особого внимания. Это позволит им более эффективно поддерживать своих детей в подготовке и снижении экзаменационного стресса.
Одной из собеседниц стала женщина, чья внучка готовится к экзамену по обществознанию. Она поделилась своими наблюдениями о том, как много сложностей и организационных деталей необходимо учесть, готовясь к ЕГЭ. «Пройдя через всё это сама, я поняла, насколько важно точно следовать инструкциям и быть готовым к различным процедурным аспектам экзамена», – отметила она.
Одна из участниц акции выразила свое недовольство текущей системой экзаменов, объяснив, что формат тестов не способствует настоящему обучению и пониманию материала. «Отсутствие диалога между учителем и учеником, а также возможность угадать правильный ответ превращает экзамен в нечто вроде лотереи», – поделилась она своим мнением.
Две стороны одной медали
Единый государственный экзамен долгое время служит золотым стандартом в оценке знаний выпускников, обещая равные стартовые условия для всех и широкие горизонты для поступления в вузы по всей России. Но в этом стремлении к объективности и справедливости кроются и те проблемы, которые не дают покоя ни ученикам, ни их родителям.
Критики обращают внимание на то, что подготовка к ЕГЭ может превратиться в марафон по запоминанию фактов, где успех определяется способностью «угадать» ответы на тестовые задания. Однако нельзя не упомянуть, что в последние годы формат экзамена претерпевает изменения в сторону увеличения заданий, требующих развернутого ответа. Это делает процесс угадывания менее эффективным и стимулирует глубокое понимание предмета.
На традиционных устных экзаменах удача также может сыграть большую роль, например, когда выпускнику достается единственный вопрос, который он хорошо знает.
Кроме того, в контексте традиционных экзаменов, где прямое общение между экзаменатором и учеником играет значительную роль, не стоит забывать о субъективных факторах, таких как личные впечатления и предубеждения учителя. ЕГЭ же, благодаря своей стандартизированной форме, минимизирует возможность субъективной оценки, обеспечивая более объективный результат.
Таким образом, хотя в каждом формате экзамена свои специфические особенности и потенциальные «точки везения», настоящая подготовка к ЕГЭ требует всестороннего изучения материала и развития критического мышления. Успех на ЕГЭ – это результат тщательной подготовки, включающей не только запоминание информации, но и развитие навыков ее применения в различных контекстах.
Тем не менее одной из самых значительных трудностей для выпускников остается психологическое давление, создаваемое ожиданиями успеха со стороны учителей и родителей. Экзаменационная лихорадка порой приводит к чрезмерному стрессу, что может исказить их истинные возможности и способности.
В качестве одного из шагов к решению проблемы президент страны Владимир Путин предложил предоставить выпускникам возможность пересдать ЕГЭ по предмету на их выбор перед поступлением в высшее учебное заведение. Внедрение такой возможности будет способствовать уменьшению стресса и давления на выпускников, осознающих, что у них есть дополнительный шанс исправить результаты и увеличить вероятность поступления в желаемый вуз.
В результате ЕГЭ стоит на перекрестке мнений: с одной стороны – это шаг к стандартизации, равенству и объективизму, с другой – камень преткновения в понимании целей и смысла образования. Важно искать баланс между обеспечением доступности и справедливости процесса оценки для каждого ученика и поддержанием высоких стандартов качества образования.
Елена Доманова.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...