Топтаться на месте некогда

В Снежногорской школе прошёл педагогический совет, на который съехались заместители директоров по учебной работе из пяти сёл Зейского района. Съехались, чтобы обсудить вопросы, связанные с введением в школьное образование новых государственных стандартов (ФГОС).
НИКАКОГО АВТОРИТАРИЗМА!
Известно, что российское образование вновь переживает время реформ, новый стандарт от экспериментального этапа постепенно приближается к всеобщему внедрению во всех школах. Это произойдёт в 2015 году, пока же учителя, ученики, а с ними - и родители детей пытаются понять, что это "за зверь такой - ФГОС". А главное - во что выльется очередной эксперимент в сфере образования? Первой, как сейчас называют, "пилотной" школой по внедрению ФГОС в районе стала Гуликская школа, она работает по-новому в начальном звене несколько лет. Сегодня эксперимент подхватили и другие школы, перестраивая работу уже не только в начальных классах, но и в средних.
Главный смысл нового подхода, если в двух словах, заключается в том, что образование в школе становится не "поголовным", а личностным, ориентированным на конкретного ребёнка. Развитие личности ставится во главу угла. Учитель больше не может диктовать ученику знания, а только направлять, поддерживать, корректировать самостоятельные поиски школьника. Старшеклассники сами выбирают себе так называемую траекторию обучения через различные профили - вплоть до индивидуальных. Другими словами, вместо готовой "рыбы" (то есть знаний) в школах будут предлагать детям "удочку" (то есть средства для самостоятельного их добывания). Меняется даже не форма или отдельные аспекты, а полностью содержание образования. Это пугает некоторых учителей, за многие годы преподавания привыкших к схеме "научил - спросил".
КАК НА ЗАПАДЕ

Ещё по дороге в Снежногорскую школу завучи восхищались "смелостью" принимающей стороны: на дворе - октябрь, а педагогам уже есть чем поделиться в плане внедрения новых стандартов. Работа в школе началась с открытого урока, который показала в пятом классе учитель высшей категории Галина Александрикова. Как оказалось, ещё до пресловутого ФГОСа опытный педагог выбрала для себя именно такой, личностно ориентированный подход к преподаванию с уходом от авторитарного стиля. В течение сорока минут детям буквально не было покоя: они сами формулировали цели и задачи урока, сами выводили новое правило, сами себя и друг друга проверяли и ставили оценки за занятия. Учитель только умело направляла и поправляла их в случае ошибки. Педагоги считают, что "рыба", добытая самостоятельно, методом активной деятельности, сохранится дольше.
После урока в Снежногорской школе прошёл собственно педсовет, на котором принимающая сторона и гости делились опытом и размышлениями. Как оказалось, то, что в очередной раз переворачивает российскую систему образования, на самом деле не ново: по принципу сотрудничества и личностного подхода к ученику давно работают школы Запада. В частности, Германии, познакомиться с системой образования которой выпала недавно возможность директору Снежногорской школы Ольге Бахтиной. Именно там Ольга Валентиновна увидела на практике то, что закреплено теперь как стандарт в России. Пока официально новый стандарт введён в наших школах только в начальном и среднем звене (в пятых классах). Но снежногорцы пошли дальше: с этого года они решили поэкспериментировать и разработать для каждого старшеклассника так называемый индивидуальный образовательный маршрут. Профильное обучение уже давно внедрено в 10-11 классах, но при этом профильный класс и соответствующий набор предметов, которые там преподаются, являются общими для всех учеников. При индивидуальном подходе предметы по выбору у каждого ученика могут быть свои: кто-то изучает физику, кто-то - химию, один идёт на биологию, а другой (за ненадобностью, по собственному решению) - домой. При этом существуют обязательные для всех уроки. Считается, что старшеклассники в этом случае не будут тратить время и силы на лишние знания, а будут целенаправленно готовиться к поступлению по выбранному профилю. Это тоже прописано в новом стандарте, но так как для старшего звена стандарт ещё не введён, Снежногорская школа оказалась "впереди планеты всей". "Идея зрела давно, - призналась директор школы, - мы то с одной, то с другой стороны подходили к ней, но отступали, потому что были не готовы, не знали, как это всё будет выглядеть на практике. Всё расставила по местам моя поездка в Германию. Я увидела, что там именно так организован образовательный процесс и это стало решающим". Получилось, что где - как, а в Снежногорском к переходу на эксперимент оказались готовы. Поэтому и решились поделиться опытом с коллегами.
ПОРТРЕТ УЧЕНИКА
Однако новый федеральный государственный стандарт, охватывая учёбу, ставит более широкую цель, заявленную в проекте основной: воспитать личность и "выдать" на выходе из школы выпускника с определёнными нравственными, духовными качествами и гражданской позицией. Для этого стандарт полностью переворачивает и привычную всем внеурочную деятельность. Главными целями на этих занятиях прописаны не столько обучение какой-то деятельности, но и развитие так называемых метапредметных (общих) и личностных характеристик. А чтобы никто из учащихся не ускользнул от воспитательного воздействия системы, кружки и секции уже с начальной школы будут обязательными для посещения (о введении ФГОС в начальном звене - в отдельном материале). В стандарте определены результаты школьного воспитания - это чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. Другими словами, государство нарисовало портрет ученика, которого желает видеть, учителя же должны приложить все усилия, чтобы такой "продукт" сформировать и выдать.
По словам одного из организаторов проекта, в младшем звене необходимо научить детей самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом, в среднем звене - быть социально активными, уважать закон и правопорядок, уметь соизмерять свои поступки с нравственными ценностями, осознавать свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством. Поскольку оценивать теперь будут не только уровень освоения материала учеником, сама система оценок в школе тоже претерпит изменение. Особое место в новой системе оценивания уделено портфолио - копилке достижений ребёнка. Его наличие становится обязательным требованием.
ПОДИ ТУДА, НЕ ЗНАЮ КУДА
Организаторы очередной "революции" в образовании убеждают общественность, что без этого перехода невозможно строить будущее. Что старая система образования безнадёжно устарела, а переход к новому - своего рода запрос жизни. Но всё же у большинства рядовых учителей внедрение новых стандартов вызывает страх и тревогу: слишком чреваты в этой области неудачные эксперименты. Для того чтобы облегчить педагогам перестройку, прежде всего, себя, организуются обучающие курсы и семинары. Пока, говорят педагоги, они видят только теорию, а как всё это осуществить без потерь, еще не знают. Однако даже если и освоят педагоги первые требования новых стандартов (обязательно освоят: им не привыкать!), топтаться на месте некогда, впереди - внедрение в образовательный процесс коррекционной педагогики. Об этом - тоже в отдельном материале.
Лариса Федотова.
Фото автора.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...