Не просто кубики

Не просто собирать кубики в причудливую конструкцию, а начинять её механизмом и заставить двигаться, подключив к компьютеру, учатся дети на занятиях, которые в этом году открылись в Доме детского творчества «Ровесник».
Направление, имеющее длинное название «робототехника» и набирающее популярность по всей стране, новое. Причём роботы – это не только человекоподобные машины, но и любые механизмы, которые можно запрограммировать на определённые действия. «Умная игра» – именно так переводится с датского языка слово “лего” – название конструктора, используемого на занятиях.
Из-за нехватки специалистов студии и кружки робототехники есть далеко не в каждом городе Приамурья. Анна Хамраева, по специальности – педагог художественно-декоративного творчества, решила обучиться новому направлению. По программе «Доступная среда» «Ровесник» получил специальное оборудование. В него входят мультимедийный проектор, экран, комплект ноутбуков, набор механизмов, которые будут «начинкой» для будущих машин, а главное – множество ящиков с кубиками «лего». На каждом из них указан возраст тех, для кого конкретный набор предназначен, на одних это – «6+», на других – «10-21». Анна Александровна поясняет, что робототехника подходит для любого уровня, ей увлекаются как дошкольники, так и студенты технических вузов – будущие инженеры, собирающие совершенно немыслимые конструкции.
«В повседневной жизни нас окружают самые разнообразные технические приспособления и устройства, – поясняет руководитель кружка. – И с каждым годом появляются новые. К 2025 году в стране прогнозируют появление пункта сервисной профессиональной робототехники. Значит, потребуются тысячи специалистов новой формации – программистов этих сложных устройств. Начинать осваивать новую профессию нужно уже сейчас, чтобы сегодняшние школьники могли уверенно войти в жизнь. Собирать конструктор – занятие увлекательное и полезное. Оно способствует совершенствованию остроты зрения, точности, цветовосприятия, развитию тактильных качеств, восприятия формы и габаритов объекта, пространства, помогает найти выход самовыражению в техническом творчестве. Если дать детям возможность исследовать, мастерить своими руками, решать трудные задачи и делиться знаниями, они значительно быстрее и с наибольшей мотивацией усвоят и запомнят изучаемый материал. Несомненно, всё это очень важно для развития детей.

Детям нравится общаться в группах, придумывать и воплощать разные модели роботов, изучать их возможности. Играя, малыши изучают простые механизмы, развивают инженерное мышление. Они узнают, к примеру, что с помощью рычага можно поднять автомобиль, а добавив всего одну шестерёнку, увеличить мощность двигателя. Позже им не только будут легче даваться уроки физики и математики, они смогут сами, к примеру, починить велосипед или создать какой-то механизм. Результатом деятельности кружка будет участие в соревнованиях и конкурсах, которые проводятся уже на всех уровнях, – чей робот окажется самым оригинальным и «послушным», точно подчиняющимся управлению».
Но робототехника – это не только, как заявлено в программе, «помощь в формировании инженерно-технического корпуса для российских предприятий и воспитание специалистов, обладающих современным инженерным мышлением, способных решать сложнейшие задачи в высокотехнологичных отраслях экономики». Индивидуальные и групповые занятия вызывают неподдельный восторг у детей с ограниченными возможностями здоровья. Для них кружок работает бесплатно. Конструирование, по словам педагога, может помочь таким детям легче социализироваться, а собирание мелких деталей как нельзя благотворнее повлияет на состояние их здоровья. Известно, что развитие мелкой моторики рук – лучший способ развить мышление и речь. Если у малыша к тому же технический склад ума, это станет самой увлекательной терапией.
«Жизнь ребенка с особыми потребностями в корне отличается от образа жизни и воспитания здоровых детей, – продолжает беседу Анна Хамраева. – Поэтому главные задачи на наших занятиях – обогащение его мировосприятия, развитие творческих способностей, воспитание трудолюбия, радости созидания.
Программа творческого объединения направлена и на решение проблемы общения ребёнка. В процессе обучения происходит его социальная реабилитация, он общается с другими детьми, может участвовать во всевозможных выставках. Все это помогает сформировать чувство социальной значимости и уверенности в собственных силах».
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья для педагога Анны Хамраевой – основная. Чтобы занятия были разнообразны и не утомительны, она использует и другие, не связанные с конструированием, виды деятельности. Например, рисование песком на специальном столе-планшете или сказкотерапию, во время конструирования в кабинете звучит приятная музыка. Сейчас Анна Александровна проходит обучение на курсах повышения квалификации по теме «Арт-терапия для детей с ограниченными возможностями здоровья».
Но каким бы ни было здоровье ребёнка, робототехника – это отличный способ для подготовки его к современной жизни, наполненной высокими технологиями, уверена педагог.
Алиса Дотова.
Фото из архива ДДТ «Ровесник».
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...