Детский сад – не школа

Образовательные стандарты меняются, и кажется, что требования к детям, поступающим в первый класс, стали жестче. Если раньше многие учились читать в школе, то теперь это умение негласно считается обязательным для первоклашки. Опасаясь, что ребенок не будет соответствовать ожиданиям учителей и окажется "худшим" в классе, родители стремятся научить всему своего малыша уже в детском саду.
Задел на будущее
Как и чему учить "детсадовцев"? Ответ на этот вопрос содержится в документе, который имеет название "Федеральный государственный образовательный стандарт". Что такое ФГОС дошкольного образования? Об этом корреспонденту "ЗВ" рассказала ведущий специалист отдела образования Олеся ГОЛУБЕВА.
– Олеся Валерьевна, прошло три года с момента вступления в силу Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Что изменилось за это время в работе детских садов?
– Как известно, дошкольный стандарт – это стандарт "условий", а не "результатов". Мы говорим о создании наиболее комфортных условий пребывания ребенка в детском саду. Прежде всего, речь идет о повышении профессиональной подготовки воспитателей, их не только профессиональном, но и личностном росте. И здесь ситуация за последние годы изменилась в верном направлении.
– Часто готовность ребенка к школе определяется имеющимся у него объемом навыков и знаний.
– Согласно ФГОСу дошкольного образования, вступившему в силу 1 января 2014 года, выпускник дошкольного учреждения при поступлении в школу должен не столько уметь читать, считать, писать, сколько обладать набором качеств.
– То есть основная задача детского сада состоит не в том, чтобы дать ребенку определенный багаж знаний (эта задача возложена на школу), а в том, чтобы сформировать гармонично развитую личность?
– На современном этапе дошкольного образования и требований, выдвигаемых школой перед первоклассником, акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры. Программа подготовки дошкольников в детском саду направлена преимущественно на эмоциональное, коммуникативное, физическое и психическое развитие детей, а также на подготовку будущих первоклассников к будням школьной жизни.
– По какой образовательной программе работают городские детские сады?
– Все наши дошкольные учреждения берут за основу (60 %) программу "От рождения до школы" под редакцией профессора, доктора психологических наук Николая Вераксы. В этой программе нет привычных предметных разделов, например, развития речи, математики, рисования, лепки. Содержание программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечат разностороннее развитие детей с учетом их возраста по основным направлениям – познавательному, речевому, социально-коммуникативному, физическому и художественно-эстетическому.
Главный ориентир делается на развитие индивидуальности и самостоятельности ребенка. Ведь отличительной чертой образовательного стандарта нового поколения является подход к обучению детей: если ранее целью ставилась передача знаний от педагога к ребенку, закрепление умений и навыков, то сегодня главная задача – научить их добывать эти знания самостоятельно, наблюдать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи. И все это с учетом индивидуального подхода к ребенку и через игру, в этом случае сохраняется специфика психологического развития дошкольников, – отмечает Олеся Голубева.
Заинтересовать сложнее
Современные дети значительно отличаются от предыдущего поколения. Достижения компьютерной технологии изменили образ жизни наших чад, их предпочтения, возможности и цели. Что же делать взрослым? Неужели те знания, которые передавали детям педагоги еще несколько лет назад, сегодня стали неактуальными? Действительно ли не читающий ребенок – повод для страха? Или все переживания в этом плане напрасны?
На эти вопросы ответила методист детского сада № 14 Валентина БАРИНОВА.
– Бытует мнение, что каждый выпускник детского сада, отправляясь в первый класс, должен уметь читать, пересказывать текст, считать хотя бы до 20 и если не писать печатными буквами по образцу, то правильно держать в руке карандаш – просто обязан.
– Сегодня, как и десять лет назад, необязательно уметь читать, впервые сев за школьную парту. Намного важнее, чтобы выпускник детского сада был психологически подготовлен к школе. Умел общаться со сверстниками, знал правила и нормы поведения в обществе, был усидчивым, ответственным, не боялся проявлять самостоятельность и индивидуальность – это послужит фундаментом в процессе обучения, – поясняет Валентина Ивановна. – Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Кроме того, к дошкольному образованию не предъявляются строгие требования к результатам освоения программы, критерии оценки усвоения материала детьми достаточно гибкие. Необходимо понимать, что если в детском саду будут заданы требования к результатам, как в начальных классах школы, то мы лишим детей детства.
Если раньше в дошкольном образовании придерживались классно-урочной системы, то сейчас ФГОС рекомендует познание в деятельности: не занятие, а занимательное дело. Замечу, что в наши дни заинтересовать ребенка гораздо сложнее. Видимо, всевозможные гаджеты оказывают свое влияние: любознательность детей нового поколения снижена, да и при работе в паре или группе возникают сложности во взаимодействии.
– Возвращаясь к вопросу: учить ли дошкольника читать? Что вы посоветуете родителям?
– Если ребенок проявляет к чтению интерес, то по желанию родителей он может обучаться на занятиях дополнительного образования (в рамках платных услуг детского сада). Но сразу оговорюсь: мы не учим читать, а даем "азы" – понятие звука, слова, предложения, проводим звуковой анализ слова. Конечно, в силах родителей самостоятельно научить ребенка, но для этого нужно обладать знаниями по методике обучения чтению.
– Принимая во внимание все вышесказанное, объясните, что делать, если ребенок по каким-либо причинам недостаточно готов к школе?
– По закону об образовании ребенок до восьми лет может посещать детский сад, если родители и педагоги сочтут, что в интересах ребенка так будет лучше. Новый стандарт дошкольного образования, кроме всего прочего, предполагает и тесное взаимодействие педагогов с семьей. Для воспитателя важно – взять родителей себе в соратники, это еще одно условие успешного развития ребенка, – заключает Валентина Баринова.
Виктория ЧЕРЕПАНОВА.
Фото из архива детского сада № 14.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...