Когда же всё-таки был основан город Зея?

Смею предположить, что единственным документом, определяющим сегодня дату основания нашего города Зеи является изданный в 1914-м году «Историко-статистический обзор города Зеи, Амурской области», подготовленный городским старостой К. Ф. Шмидтом по просьбе Организационного комитета выставки Приамурского края, проведение которой намечалось в Хабаровске летом 1913 года.
В главе 1 этого документа под названием «Исторический очерк. Год основания города. Географическое его положение» Константин Фёдорович пишет: «В 1879 году в совершенно необитаемой местности на правом берегу реки Зеи в расстоянии 620 вёрст от города Благовещенска и от населённого пункта на реке Амур – станицы Черняевой – в 150 вёрстах, была устроена Верхне-Амурской золотопромышленной компанией (ВАЗК) резиденция».
Нерчинский след в зейской истории
Однако местные любители истории начинают рассказ о данном поселении, получившем название Зейский склад, с биографии его основателя А. И. Нерпина. Достаточно подробно родословную рода Нерпиных исследовал в своей «Золотой истории» достопочтенный Павел Юрьевич Афанасьев. Попытаемся пройти по следам, описанным уважаемым историком, и мы.

Константин Шмидт.

Итак, Алексей Иванович родился в городке Кяхта в 1849 году в семье купца Ивана Нерпина, ставшем в 1861 году первым русским коммерческим агентом в Китае. Отец в выполнении своей миссии преуспел, за что был удостоен звания почётного гражданина города и после выезда из Китая занялся золотодобычей на притоках реки Чикой в Забайкалье.
Сын Алексей в 1866 году закончил московскую реальную гимназию и вернувшись в Кяхту в 1866 году, на приисках отца начал осваивать практику золотодобычи. В 1872 году перешёл на службу в ВАЗК, где ему сразу было поручено руководство поисковыми работами, ведущимися на огромных территориях, включающих север Зейского района.
«Результатом первых шести лет поисков (1872-1878) стало открытие двух новых приисковых районов. Одного в системе реки Амгунь и по её притокам Керби, Семи и Нилану, а другого – по рекам Иликан, Кончамуни-Улягир (нынешняя Гальчима), Гилюй, Дамбуки и другим притокам Зеи».
Верхне-Амгуньские прииски ВАЗК передала в аренду земляку Нерпина – нерченскому купцу М. Д. Бутину. К слову, дворец его с огромным зеркалом 4х4 метра там сохранился, став сегодня достопримечательностью и музеем!
А первые заявки на разработку Верхне-Зейских приисков были поданы Алексеем Ивановичем уже через год после начала поисков – в 1873 году. Однако, как указывает историк, сроки от подачи заявки до получения отвода были достаточно велики, и первое золото добыто компанией на прииске Алексеевском только в 1877 году.
А дальше идёт нестыковка… Золото добыли, а базу открыли только в 1879 году? Я понимаю, что утверждение Шмидта простым смертным оспаривать вроде неудобно, но давайте обратимся тогда к серьёзному документу – «Трудам Амурской экспедиции», уже один раз рассказавшим нам, кто же запретил строительство железной дороги Дактуй – Зейская Пристань. А изданы они были за три года до Шмидта в 1911 году.
Их автор – известный учёный, уполномоченный Министерства торговли и промышленности в Амурской экспедиции Александр Николаевич Митинский – буквально с бухгалтерской дотошностью исследовал организацию золотодобычи в Зейском районе.
Анализируя транспортные потоки, он описал слабые пароходы, бороздившие Амур в начале 70-х годов, которые не могли подняться выше Зейского склада, из-за чего резиденция компании была размещена именно в этом месте, там, где заканчивалось относительно спокойное движение реки.
Далее Шмидт добавляет, что первопроходцем, открывшим судоходство по Зее, был купец и пароходовладелец П. И. Пахолков.
И снова интересные пересечения! Мало того, что Прокопий Иванович участвовал в первом сплаве по Амуру с самим Н. Н. Муравьёвым-Амурским, он ещё и в китайскую экспедицию с отцом Алексея Ивановича Нерпина вместе ходил! А в конце 60-х годов, уловив тенденции и поднакопив капитал, стал строить пароходы.
Вот технические данные его первого товарно-пассажирского, заднеколёсного парохода «Купец», построенного в деревянном корпусе на своей верфи в Сретенске в 1869-70 гг. Все механизмы, предварительно выучив английский, Пахолков заказывал сам во время поездки в Сан-Франциско в 1866 году на завод В. Дикона. Откуда они были доставлены в Николаевск-на-Амуре грузовым парусником к 1869 г.
Построенный пароход «Купец» имел грузоподъёмность в 3 тыс. пудов (49,2 тонны) и скорость 8 узлов/ч (14,8 км. ч).
Впоследствии им до конца 70-х годов будут построены ещё семь подобных судов: «Русский», «Сибиряк», «Карась», «Сазан», «Окунь», «Налим» и «Работник», позволившим Пахолкову стать к началу 80-х годов одним из крупнейших пароходовладельцев бассейна Амура, освоившим единовременно ещё и золотодобычу.
Не могу не сказать, что Прокопий Иванович стал одним из первых известных жителей Благовещенска. В июне 1890 года он среди многих достойнейших граждан города был приглашён на встречу с Цесаревичем Николаем. Стал почётным гражданином Хабаровска и всегда щедро жертвовал средства на благие дела.
Как же так: – золото – в 1877, а склады – в 1879?
Для организации и обеспечения золотодобычи требовалось огромное количество груза, по некоторым данным до 2500 пудов на пуд добытого золота. Груз этот требовалось доставить и где-то заскладировать для последующей доставки на прииски.
А что пишет нам по этому поводу
г-н Митинский? Он говорит, что в Амурской области на север от Амура с пароходным сообщением имелось два пути, по которым можно завозить грузы на прииски: один Джалинда-Урканский и другой Черняево-Зейский, которые только в начале ХХ века стараниями переселенческого ведомства превратятся в колёсные дороги. Поэтому мне представляется, что альтернативный, более подходящий путь доставки груза, в район своей резиденции на Владимирском прииске (Кировский), Нерпин стал искать сразу после подачи заявки, начав забрасывать на будущие прииски грузы задолго до того, как было получено первое промышленное золото, т. е. до 1877 года!
Не давно, изучая «Труды Амурской экспедиции» с целью найти кто и почему запретил строительство железной дороги Дактуй – Зейская Пристань, я вдруг совершенно неожиданно в них нашёл ответ и на этот вопрос, подтвердивший заодно и ранее изложенные соображения:
«Жилое же место основано здесь, как склад Верхне-Амурской компании, в 1873 году, ибо тогда думали, что выше лежащие перекаты не позволят навигации. Потом Верхне-Амурская компания расчистила реку до Дамбуков, а потом и до Сутджарскаго склада. Вероятно, река судоходна еще выше верст на 100».
Приводимые А. Н. Митинским в документах факты неоспоримы и точны, не соглашаться можно только с выводами! Согласно приведённым им данным, дата основания города Зеи не «бьёт» с принятой официально на целых шесть лет, но соответствует всем вышеприведённым аргументам, говорящим о более раннем открытии складов.
И вот ещё цитата от Митинского в подтверждение данного утверждения: «Фрахт в 1875 году от Благовещенска на Зею-Пристань составлял 3 руб. с пуда; пароходы были малосильные (тысячи на 2,5 пуда) и очень тихоходные».
Я уже писал об этом, характеризуя пароходы Пахолкова. Близки были к ним по техническим данным и пароходы созданного в 1871 году «Товарищества амурских пароходчиков», именуемого «ТАП». Судя по всему, к 75-му году за доставку груза до Зейских складов уже появилась конкуренция и потому была установлена усреднённая стоимость фрахта.
Ситуация изменилась после того, как пароходы стали мощнее, фарватер реки промерен и подчищен, появилась возможность завозить грузы выше по реке, где открылись новые промежуточные склады золотодобывающих компаний: Инарогда, Дамбуки, Потехино, Бомнак, из-за чего к концу века Зея-Пристань потеряла почти половину грузов, которые стали доставлять на эти склады, расположенные ближе к местам добычи золота.
В заключение приведу свою версию, почему в своём «Обзоре» Шмидт, возможно, указал другую дату основания поселения. После выхода в 1911 году «Трудов Амурской экспедиции», где Митинским был указан 1873 год, в пику оппоненту по одному ему ведомым причинам зачем-то указал более позднюю дату. Уж очень сильно были обижены на Митинского амурские чиновники за его отказ строить ж. д. ветку на Зею (Шмидт даже инициалы его к фамилии в документе не подставляет!). А «Обзор» Шмидта, похоже, должен был начать на Приамурской выставке в 1913 году новый «крестовый поход» за строительство железной дороги!
Приведённые мной аргументы могут быть приняты или не приняты во внимание, но я убеждён, что наш замечательный город действительно был образован в 1873 году!
Именно тогда возникла острая потребность в перевалочной базе для перегрузки, хранения и последующей доставки большого количества технических и продовольственных грузов, необходимых для начала разработки вновь открытых месторождений золота на севере Зейского района.
Юрий Алексеев.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...