По закону и по совести

В нескольких номерах “ЗВ” мы рассказывали о ситуации, в которой сейчас находится житель бывшего посёлка Рычково Анатолий Никитин. Упомянули, что его попытка добиться судебного решения о признании права собственности на недвижимое имущество оказалась безрезультатной.
Мы попросили прокомментировать ситуацию юриста Андрея Радашкевича, который представлял интересы истца в суде.
Андрей Леонидович пояснил, что на состоявшемся 18 июля 2012 года заседании Зейского районного суда рассмотрено исковое заявление Анатолия Никитина о признании права собственности на недвижимое имущество в силу приобретательной давности. Дом и хозяйственные постройки, которые находятся на участке, возведены в 1935–1936 годах отцом Анатолия Никитина. На рассмотрение суда предоставили квитанции (начиная с 30-х годов) об уплате за землю и за строения. Был предоставлен документ из Октябрьского сельсовета, в котором говорилось, что земля в собственность передавалась. К сожалению, оригинала этого документа не нашлось, а копию суд не принял во внимание.
Судебное решение было обжаловано, и в суд кассационной инстанции представлены результаты геодезической экспертизы, проведённой на месте расположения усадьбы Никитиных 20 июня 2012 года. В результате дано заключение, что представленные документы по межеванию (определению границ) земельного участка, принадлежащего РФ и переданного для размещения метеопоста, выполнены с погрешностями и фактическому положению дел не соответствуют.
В частности, было отмечено, что земельный участок, находящийся в собственности Российской Федерации, располагается примерно на километр южнее земельного участка, используемого Анатолием Никитиным. Таким образом, очевиден вывод, что земельный участок истца Никитина не может являться имуществом Российской Федерации.
Тем не менее судом эти (и другие) доводы во внимание приняты не были и решение Зейского районного суда оставлено в силе.
В проходивших по этому иску судебных заседаниях, как представитель ответчика, принимал участие инженер Зейского лесничества Александр Соболев. Но важно его мнение не только как участника судебного процесса, но и как специалиста, привлекаемого к разрешению подобных вопросов.
23 ноября 1994 года составлен акт технического обследования участка, пояснил Александр Михайлович. По его словам, в документах он значится как “усадьба”. Кому она принадлежит – не уточнено.
17 ноября 1999 года глава Зейского района Николай Лихогруд подписал постановление № 457 о закреплении за Амурским областным центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в бессрочное пользование земельных участков под гидрологические посты. В документе перечислено шесть участков (включая Рычково), за каждым из которых закреплено по 0,4 гектара.
Как пояснил инженер, в радиусе 200 метров от гидрологического поста установлена охранная зона. Попадает ли в неё усадьба Никитиных, он сказать не может, поскольку на проведение геодезических промеров, которые проводились 20 июня 2012 года, его не пригласили.
– Прошли судебные заседания, – подытожил сказанное Александр Михайлович, – и должен констатировать, что по состоянию на сегодняшний день все постройки на Рычково, кроме метеопоста, незаконны. Это значит, что в любой момент, после поступившего к нам распоряжения, мы будем вынуждены принять меры для устранения данного нарушения. Оно заключается в незаконном использовании лесного фонда и самовольном захвате земли.
– Каким образом будет проходить процедура “предпринятия мер для устранения нарушения”?
– Будут установлены владельцы незаконных строений. Им предложим самостоятельно снести их. Если этого сделано не будет, то мы наймём подрядную организацию, которая снесёт строения за счёт их незаконных владельцев.
– Выше по Депу, в нескольких километрах от Рычково, в месте впадения речки Долбырь, прямо на берегу, года два назад возведены двухэтажные коттеджи. Они построены в соответствии с законом?
– Ну, это история особая. Сначала постройка фигурировала как лесонарушение. Туда мы вылетали на вертолёте целой бригадой вместе с представителями правоохранительных органов. Я участвовал в качестве эксперта, определил лесонарушение. Меня потом допрашивал следователь, а чем всё это закончилось, я не знаю.
В ту пору эта территория находилась в составе Дугдинского лесничества, а сейчас вошла в состав Зейского лесничества.
По моей просьбе Александр Михайлович позвонил в Дугду и узнал, что на этот участок оформлен договор аренды. Так что всё вроде законно. А если и Никитину оформить договор аренды своего участка?
– Это возможно, – подтвердил собеседник. – Правда, затея эта не из дешёвых. Не скажу точно, но, если не ошибаюсь, для составления проекта освоения земельного участка потребуется около 90 тысяч рублей.
Сомневаюсь, что у Анатолия Никитина найдутся такие средства. Скорее всего, сумма эта для него окажется неподъёмной. А ведь, кроме того, нужно вносить арендную плату, но то, что богатому владельцу коттеджей – не проблема, для владельца домика постройки первой половины прошлого века окажется, скорее всего, не по силам.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...