Дорогая цена правды

20 декабря – День органов государственной безопасности Деятельность органов Всероссийской чрезвычайной комиссии – Главного политического управления – Комитета государственной безопасности (ВЧК-ГПУ-КГБ), а ныне Федеральной службы безопасности (ФСБ) неотделима от истории первого в мире социалистического государства с его победами и поражениями, достижениями и неудачами. Условия существования молодой советской республики определили особую остроту классовой борьбы. 20 декабря органам защиты интересов нашего государства исполняется 100 лет.
ВЧК вела успешную борьбу с саботажем, спекуляцией и должностными преступлениями, ликвидировала сотни заговоров и мятежей, внесла большой вклад в разгром политического бандитизма. В 20–30-е годы прошлого столетия тревожной оставалась обстановка на дальневосточных пограничных рубежах.
В 1929 году китайские милитаристы, нарушив соглашение о Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД), захватили ее. В сентябре 1931 года Япония оккупировала г. Мукден (Шэньян) и стала хозяйничать в Северо-Восточном Китае. Вскоре там было создано марионеточное государство Маньчжоу-Го. Теперь провокации на границе с РСФСР и на КВЖД исходили от японских военных. В это же время активизировался созданный на средства японской военной разведки белоэмигрантский фашистский союз.
Немало диверсантов, шпионов и контрабандистов задержали в те годы чекисты и пограничники. Чекисты вместе с судовыми командами и отрядами красногвардейцев стали угрозой для нарушителей границы. Они предотвращали незаконный вывоз за рубеж токарных станков и инструментов, золотого песка, пресекали угон судов.
Первым начальником государственной политической охраны (ГПО) Приамурья стал Иван Харитонов – активный участник партизанского движения. За его голову японцы сулили большое вознаграждение.
С первых же дней своей деятельности сотрудники ГПО столкнулись с подрывной деятельностью разведок Японии и других капиталистических государств. В те трудные годы чекисты проявили мужество и беспредельную преданность Родине. Гуком (губернский комитет) партии направлял на работу в органы ГПО коммунистов и комсомольцев, прошедших школу подполья.
В 1923 году на работу в отдел ГПО г. Зеи был направлен Георгий Конза. Затем он был включён в оперативный состав Зейского уездного пункта ГПУ. В 1925 году возглавил оперативную группу. В 1930 году Георгия Александровича направили в Зейский окружной отдел ОГПУ, резиденция которого находилась в г. Свободном. Его заместителем стал Яков Басенко, а оперативными уполномоченными были Павел Никитенко, а также Филиппов, Косьяненко, Косач (имена которых, к сожалению, не сохранились).
Для подрыва экономики советского государства враги не ограничивались одной только контрабандой. Существовали и другие формы экономической диверсии. Амурские чекисты своевременно получали сведения об изменениях тактики этой подрывной деятельности.
Образованное в 1925 году объединение «Союззолото» стало прибирать к рукам государства все временно арендованные частниками прииски, включая зейские. В свою очередь бывшие золотопромышленники, проникшие в качестве спецов в Зейское приисковое управление, всячески препятствовали этому и, создавая финансовые кризисы, намеревались принудить власть вернуть прииски частникам. Они укрывали от учёта золотосодержание площадей, занижали их объёмы, пытались сделать работу нерентабельной. У них были связи с бывшими золотопромышленниками, проживающими за границей, с различными иностранными обществами, некогда участвовавших в разработке приисков. В результате экономике государства наносился значительный ущерб. Чекисты сумели раскрыть эту преступную деятельность, и в 1931 году группа саботажников была предана суду.
Но мы не должны забывать и то, что в то время политические авантюристы, оказавшиеся в руководстве НКВД, пытались вывести органы безопасности из-под контроля партии, изолировать их от народа. Допускалось беззаконие, что нанесло серьёзный ущерб интересам государства, народа, да и самих чекистских органов.
Говоря о том времени, следует понимать, что подавляющее большинство чекистов оставались верными делу партии и устояли перед попытками свернуть их с пути. Многие из них выступали против нарушений партийных принципов в работе, не страшась возможных репрессий. Они боролись за правду и честь оклеветанных честных граждан. В ходе «чисток» органов госбезопасности, которые прокатились в период 1935–1938 годов, тысячи опытных и честных чекистов разделили участь безвинно пострадавших советских людей.
Георгий Конза был репрессирован в 1937 году. В ту пору он находился в Республике Немцев Поволжья. Обвинили его в шпионской деятельности и приговорили к пяти годам лагерей. Наказание отбывал в Воркуте. Когда началась война, просил отправить его на фронт. Этнический немец, он прекрасно владел немецким языком и мог служить переводчиком, но ему отказали. Освободился только в 1946 году. Впоследствии был полностью реабилитирован, получил статус почётного пенсионера и ему даже вернули наградное оружие.
Владимир Куранда.
Фото из архива автора.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Комментарии
RSS лента комментариев этой записи