В долгий путь – на легковушке
– Собираюсь проверить дороги на Огорон и Снежногорский, – позвонил начальник ООО «ДРС» Ростислав Лебедев, – предлагаю съездить со мной. Подъехавшая к редакции японская легковушка сначала внимания не привлекает, но за рулём Ростислав Тимофеевич.
– На этой машине и поедем?
– Ну да. Дороги обслуживаем для того, чтобы жители района смогли из Зеи попасть в Огорон и Снежногорский на любом виде транспорта. Вот сейчас и протестируем трассу на иномарке с передним приводом. Заодно посмотрю, в каком состоянии наледи, и намечу, что и где нужно сделать. (вступление)
Наледь требует уважения
Природный ландшафт складывается веками, и любое вмешательство человека может навлечь на его голову множество неприятностей. Скажем, содрали при прокладке дороги верхний слой грунта, а под ним – линза вечной мерзлоты, которая тут же начинает таять. В результате «плывёт» дорожное полотно и «уплывают» бюджетные средства на его постоянный ремонт. А деньги для этого нужны немалые.
Многочисленные ключи, родники, речушки и реки тоже пробивают себе путь там, где меньше препятствий, а значит, с этим обязательно нужно считаться дорожникам, которые обслуживают коммуникации, проложенные в наших северных условиях. Загнать бульдозер и прочистить русло ручья, бегущего под мост, – не штука, но в результате можно открыть такой «ящик Пандоры», что мало не покажется. Как показывает практика, вода с завидным упорством стремится вернуться в прежнее русло, а за попытку изменить его жестоко мстит наледями.
– Думаешь, я такой умный, – улыбается Ростислав Тимофеевич, который делится со мной всей этой премудростью. – Просто много общаюсь с теми, кто всю жизнь проработал в дорожном строительстве и всю эту науку постиг на собственном опыте. Что касается наледей, то с ними нужно не воевать, а дружить, и тогда всё будет нормально. Силой наледь не победишь.
Пока едем по заснеженной дороге, руководитель то и дело обращает моё внимание на нарождающиеся наледи. Больше всего его тревожат те места, где минувшим летом возводились мосты, а бульдозерами расчищали ложа ручьёв и речушек. Здесь особенно хорошо видно, насколько велик перепад уровня льда в месте подпора воды и в нижней части ручьёв.
Останавливается встречный оранжевый КамАЗ. Оказывается, работники ООО «ДРС» устанавливают под мостами пластиковые трубы. Во время наледей они вмёрзнут в лёд, а весной их отогреют струёй пара и для талой воды образуется проток. Это спасёт мосты от разрушения. Как выясняется, такая технология применяется впервые.
– Недели через две, – объясняет Ростислав Тимофеевич, – прижмут морозы за тридцать, тогда-то и начнётся интенсивный рост наледей, но за это время нужно успеть предпринять меры для защиты от них. Если по-хорошему, то уже в последних числах декабря надо бы отправлять на дорогу бригады, которые будут контролировать наледи и отводить воду. А как их отправишь, если нет средств? Ведь и ГСМ нужно купить, и продукты… Но если до Нового года всё не организовать, то упустим время. Известно ведь, что в финансовом отношении январь – мёртвый месяц. Пока новогодние каникулы закончатся, потом пока раскачаются с финансами – февраль наступит. А там уже наледи останавливать поздно.
Для меня самый проблемный участок – район реки Дёсс. Вот туда сейчас и поедем.
На Дёссе нужны радикальные меры
Со снежногорской дороги сворачиваем на огоронскую. Здесь дорожное полотно немного поуже, но снег хорошо прикатан и наша машина катит с хорошей скоростью. Состояние дороги, на мой взгляд, вполне приличное, но, по мнению Ростислава Лебедева, именно сейчас крайне важно пустить грейдер для того, чтобы сгладить все неровности укатанного снега. Тогда, считает он, снегопад в конце зимы (который обрушивается регулярно) не создаст серьёзных проблем при очистке проезжей части. Но для того, чтобы отгрейдировать дорогу, нужны деньги, а финансирование на этот год уже закончилось. Дорогу-то предприятие продолжает обслуживать, но сейчас ему не до жиру. Просьбы выделить средства на грейдирование администрация района не поддерживает, поскольку сама стеснена в деньгах.
– Тяжело выживать, – сетует Ростислав Лебедев.
– А если взять и закрыть предприятие вовсе?
– Закрыть-то не вопрос. Дело нехитрое. А куда пойдут мужики предпенсионного и пенсионного возраста? Кто их возьмёт на работу? Кроме того, обязательства есть перед теми, кто рассчитывает на нас. Да и затянула эта работа, которая не даёт скучать и расслабиться. Так что будем биться.
Пока добираемся до Дёсса, директор рассказывает, что электронные торги на обслуживание дорог в следующем году пока не состоялись. Будет ли участвовать предприятие в торгах на обслуживание огоронской дороги, тоже окончательно не решено. Многое зависит от того, какая сумма останется после торгов. Ведь сбить-то её можно до такого смешного предела, что победителю хватит средств только на то, чтобы пройтись один раз грейдером. А работы по обустройству здесь хватает. Чего только стоит одна очистка придорожной зоны от кустов и деревьев. Вроде и не затратная работа, а она очень важна, но и деньги под неё тоже нужны. Бесплатно работать никто не будет.
Около десяти километров огоронской дороги проходит в пойме реки Дёсс. По убеждению Ростислава Лебедева, противоналедевые сооружения здесь успеха не принесут, нужны радикальные меры. Один из вариантов решения проблемы – прокладка этого участка дороги по склону идущей рядом с дорогой сопки. Безусловно, это потребует затрат, но зато не нужно будет каждый год тратить бюджетные средства для защиты от наледей.
Лев Берг.
Фото автора.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Комментарии
При скорости 20 км в час за субботу два раза с дороги чуть не слетел благо 4 WD.
RSS лента комментариев этой записи